000 07179nab a2200349 c 4500
001 koha000901887
005 20221017194637.0
007 cr |
008 221014|2022 ru s c rus d
024 7 _a10.17223/17267080/85/1
_2doi
035 _akoha000901887
040 _aRU-ToGU
_brus
_cRU-ToGU
100 1 _aСизикова, Татьяна Эдуардовна
_9484736
245 1 0 _a"Единица анализа" Л. С. Выготского и "модальность" Н. Гартмана
_cТ. Э. Сизикова
246 1 1 _a"Unit of analysis" L. S. Vygotsky and "Modality" N. Hartman
336 _aТекст
337 _aэлектронный
504 _aБиблиогр.: с. 27-29
520 3 _aСтатья посвящена обоснованию идентичности способа исследования целостности психики в антропологическом проекте Л.С. Выготского «одной психологии» и критической онтологии Н. Гартмана. Данное исследование соответствует запросу времени на научные исследования в рамках постнеклассического типа научной рациональности. Проблематизация. В психологии сложилась ситуация многих рабочих онтологий, расширяющих свои границы до общей онтологии, что вносит рассогласования в психологические воззрения. Мы имеем разные объяснения психики и множество методов ее развития. В реальности же психика одна, и это не отрицает множественности методов. Поиск решений вопроса в онтологии целостности позволяет найти «одну» психологию и адекватным редукциям частных психологий занять свое место. Цель исследования: раскрыть суть «единиц анализа целого» Л.С. Выготского, отделить от «единиц анализа» в деятельном подходе и провести параллели с «модальностью» у Н. Гартмана для обоснования пути разработки «одной» психологии с опорой на всеобщую онтологию. Метод: теоретический сравнительный анализ двух ключевых понятий. Результаты. Доказано, что культурно-историческая психология Л.С. Выготского и критическая онтология Н. Гартмана соответствуют постнеклассическому типу научной рациональности и могут быть взаимно полезны для решения задач развития психологии и философии. Культурно-историческая психология с помощью критической онтологии восстанавливает свои онтологические корни, в ответ она помогает глубже раскрыть душевный, психологический слой бытия в критической онтологии, которому Н. Гартман уделил мало внимания. Ключевые выводы: 1) концептуальными точками пересечения взглядов Л.С. Выготского и Н. Гартмана являются «единство аффекта и интеллекта», единство познающего и познаваемого, «вершинная» роль личности; 2) качественные характеристики двух понятий «единица анализа целого» у Л.С. Выготского и «модальность» у Н. Гартмана схожи; на основе этого сделано предположение о возможности в культурно-исторической психологии под «единицами анализа целого» понимать модальность, а не единицу целого; 3) понятия «единицы целостности (целого)» (деятельностный подход) и «единицы анализа целого» (культурно-историческая психология) не являются взаимозаменяемыми; в деятельностном подходе нормативная база понятия остается размытой; 4) на основании идентичности корневых понятий двух теорий (Л.С. Выготского и Н. Гартмана) раскрыты перспективы развития психологии:более четкое выделение границ культурно-исторической психологии и качественное отделение ее от всех других психологий без возможности смешивания и подмен; возможность анализа культурно-исторической психологии, исходя из всеобщей онтологии, открытие новых «единиц анализа целого» (модальностей), построение связей между ними; развитие новой психологии – модальной психологии, на фундаменте культурно-исторической психологии; утверждение онтологической завершенности культурно-исторической психологии и встраивание психологии в один ряд с другими науками в рамках всеобщей онтологии, что позволяет нормативно выстраивать трансдисциплинарные связи.
600 1 4 _aВыготский, Лев Семенович
_d1896-1934
_955311
600 1 4 _aГартман, Николай
_d1882-1950
_987119
653 _aкультурно-историческая психология
653 _aкритическая онтология
653 _aмодальность
653 _aрациональность
655 4 _aстатьи в журналах
_9815773
773 0 _tСибирский психологический журнал
_d2022
_g № 85. С. 6-34
_x2411-0809
_w0088-39560
852 4 _aRU-ToGU
856 4 _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000901887
908 _aстатья
999 _c901887