000 05010nab a2200361 c 4500
001 koha000894277
005 20220524112626.0
007 cr |
008 220517|2021 ru s c rus d
024 7 _a10.25178/nit.2021.3.8
_2doi
035 _akoha000894277
040 _aRU-ToGU
_brus
_cRU-ToGU
100 1 _aДутчак, Елена Ерофеевна
_959089
245 1 0 _aСкитская экономика в культурном ландшафте таежной Сибири: дар, милостыня, товар
_cЕ. Е. Дутчак
246 1 1 _aOld Believer skete economy in the cultural landscape of taiga Siberia: gift, alms, commodity
336 _aТекст
337 _aэлектронный
504 _aБиблиогр.: с. 107-109
506 _aОграниченный доступ
520 3 _aВ статье анализируется участие старообрядческих скитов в складывании культурного ландшафта Обь-Енисейской Сибири, реконструируются этапы их встраивания в локальные экономические системы и моделируются процессы трансформации хозяйственных взаимодействий с деревней в отношения религиозного характера. Статья основана на теоретических разработках современного крестьяноведения, социальной антропологии (институты дара и дарения) и конкретно-исторических исследованиях хозяйственных и коммуникативных практик староверов Обь-Енисейского региона. Источниковой базой выступают полемические и агиографические сочинения, дневниковые записи и переписка сибирских скитников, материалы научных экспедиций, воспоминания и докладные записки чиновников, проверяющих старообрядческие скиты (хронологические рамки привлекаемых материалов — 1875–2020 гг.). Исследование реализовано в двух тематических блоках «Скит как коллективный земледелец» и «Скит как коллективный промысловик» и доказывает следующие положения: 1) переход таежных монастырей от аграрной экономики к промысловой вызван внешними факторами (коллективизация и советизация деревни, государственная программа освоения таежных районов Сибири), но легитимировала его внутренняя полемика о деньгах, управлении скитскими финансами и праве скитников самостоятельно определять формы взаимодействия с внешним миром; 2) устойчивость скитских хозяйств зависела от умения жителей нелегальных монастырей корректировать заданный агиографией образ монаха-земледельца и использовать религиозную символику «милостыни» и «товара» для мотивации крестьянских семей к перераспределению части своих продовольственных и трудовых ресурсов в пользу скита; 3) дарообмен является основной коммуникативной стратегией в отношениях скита и крестьянского социума, инструментом формирования поддержки сельской округи и благожелательного отношения представителей светской власти.
653 _aстарообрядческие скиты
653 _aОбь-Енисейский регион
653 _aТува
653 _aсибирское крестьянство
653 _aпромысловая экономика
653 _aаграрная экономика
655 4 _aстатьи в журналах
_9804498
773 0 _tНовые исследования Тувы
_d2021
_g № 3. С. 99-110
_x2079-8482
852 4 _aRU-ToGU
856 4 _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000894277
908 _aстатья
999 _c894277