000 | 05010nab a2200361 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | koha000894277 | ||
005 | 20220524112626.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 220517|2021 ru s c rus d | ||
024 | 7 |
_a10.25178/nit.2021.3.8 _2doi |
|
035 | _akoha000894277 | ||
040 |
_aRU-ToGU _brus _cRU-ToGU |
||
100 | 1 |
_aДутчак, Елена Ерофеевна _959089 |
|
245 | 1 | 0 |
_aСкитская экономика в культурном ландшафте таежной Сибири: дар, милостыня, товар _cЕ. Е. Дутчак |
246 | 1 | 1 | _aOld Believer skete economy in the cultural landscape of taiga Siberia: gift, alms, commodity |
336 | _aТекст | ||
337 | _aэлектронный | ||
504 | _aБиблиогр.: с. 107-109 | ||
506 | _aОграниченный доступ | ||
520 | 3 | _aВ статье анализируется участие старообрядческих скитов в складывании культурного ландшафта Обь-Енисейской Сибири, реконструируются этапы их встраивания в локальные экономические системы и моделируются процессы трансформации хозяйственных взаимодействий с деревней в отношения религиозного характера. Статья основана на теоретических разработках современного крестьяноведения, социальной антропологии (институты дара и дарения) и конкретно-исторических исследованиях хозяйственных и коммуникативных практик староверов Обь-Енисейского региона. Источниковой базой выступают полемические и агиографические сочинения, дневниковые записи и переписка сибирских скитников, материалы научных экспедиций, воспоминания и докладные записки чиновников, проверяющих старообрядческие скиты (хронологические рамки привлекаемых материалов — 1875–2020 гг.). Исследование реализовано в двух тематических блоках «Скит как коллективный земледелец» и «Скит как коллективный промысловик» и доказывает следующие положения: 1) переход таежных монастырей от аграрной экономики к промысловой вызван внешними факторами (коллективизация и советизация деревни, государственная программа освоения таежных районов Сибири), но легитимировала его внутренняя полемика о деньгах, управлении скитскими финансами и праве скитников самостоятельно определять формы взаимодействия с внешним миром; 2) устойчивость скитских хозяйств зависела от умения жителей нелегальных монастырей корректировать заданный агиографией образ монаха-земледельца и использовать религиозную символику «милостыни» и «товара» для мотивации крестьянских семей к перераспределению части своих продовольственных и трудовых ресурсов в пользу скита; 3) дарообмен является основной коммуникативной стратегией в отношениях скита и крестьянского социума, инструментом формирования поддержки сельской округи и благожелательного отношения представителей светской власти. | |
653 | _aстарообрядческие скиты | ||
653 | _aОбь-Енисейский регион | ||
653 | _aТува | ||
653 | _aсибирское крестьянство | ||
653 | _aпромысловая экономика | ||
653 | _aаграрная экономика | ||
655 | 4 |
_aстатьи в журналах _9804498 |
|
773 | 0 |
_tНовые исследования Тувы _d2021 _g № 3. С. 99-110 _x2079-8482 |
|
852 | 4 | _aRU-ToGU | |
856 | 4 | _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000894277 | |
908 | _aстатья | ||
999 | _c894277 |