000 06609naa a2200349 c 4500
001 vtls000620168
003 RU-ToGU
005 20210921203522.0
007 cr |
008 180125s2017 ru fs 100 0 rus d
024 7 _a10.17223/9785946216104/39
_2doi
035 _ato000620168
040 _aRU-ToGU
_brus
_cRU-ToGU
100 1 _aТерентьева, Ирина Николаевна
_9176589
245 1 0 _aКочевник, бродяга и странник: культурные типы пространства сетевой коммуникации
_cИ. Н. Терентьева
246 1 1 _aNomad, drifter and wanderer: cultural types of space network communications
504 _aБиблиогр.: 9 назв.
520 3 _aСетевые кочевники стали фактом современного мира, но пока мы лишь констатируем их присутствие, важность и, в многообразии частных проявлений, практически полную неопределенность, подобно Странникам из произведений Стругацких. Кто они и каков способ взаимодействия с ними? М. Маклюэн, отправляя человека дорогой «кочевых собирателей знания», рассмат- ривал его перспективы весьма оптимистически. Эта дорога, казалось, вела к всеобщему диалогу, человеческому единству, освобождению от фрагментарности специализаций традиционных профессий. Казалось, что появилась перспектива бесконфликтного взаимодействия и взаимопонимания. Однако очень скоро выяснилась прагматическая сторона глобального рынка труда (У. Бек), обозначились традиционные формы сегрегации и неравенства (З. Бауман), пространство сетевых коммуникаций стало пространством борьбы за власть (М. Кастельс). Обитатель сетевых про- странств многолик и, одновременно, неясен. Представляется, что в решении задачи его «распознавания», продуктивного (и безопасного) взаимодействия с ним, может быть использован исторический и литературно-философский опыт России. Во-первых, это издревле идущий исторический опыт взаимодействия с кочевыми народами (Л. Н. Гумилев), напряжение культурного многообра- зия, противостоящего хаосу культурной энтропии. Во-вторых, это литературно-философский опыт 253 осмысления странника, бродяги и их модифицированного варианта, плута и мошенника. Странничество – культурно-укорененный поиск «правды», «справедливости», святости… Пути в Беловодье, в конце концов! Бродяжничество – добровольный или вынужденный разрыв с культурой, разрыв норм, индивидуалистический бунт или вынужденная люмпенизация. Плут и мошенник в этой компании выступают под масками, мимикрируют, но озадачены только одним: ломая норму, укорениться в нормативном сообществе. Персонажи нового коммуникативного пространства могут быть исследованы на основе оппозиций перечисленным выше типам. Однако новизна сетевых персонажей – в ориентации на новый уровень свободы, на разрыв с привычными формами социальности. Технически безграничная коммуникация не решает проблем коммуникации социальной, понимание не есть результат технического перевода, оно становится возможным как принадлежность к одной культуре, системе ценностей, более-менее общему знаковому полю… («невозможность коммуникации» у Н. Лумана). Многообразие подводит нас к проблеме кризиса понимания, возможное преодоление которого как раз и связано с преодолением многообразия, доминированием одной системы знаков, ценностей и целей… Круг замкнулся? Этот вопрос остается открытым!
653 _aцифровые кочевники
653 _aмобильность
653 _aсетевое пространство
653 _aкоммуникация
653 _aрынок труда
653 _aкультурное многообразие
653 _aэнтропия
655 4 _aстатьи в сборниках
_9713576
773 0 _tЦифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд : материалы III Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции Connect-Universum – 2016, 24-26 мая 2016 года
_dТомск, 2017
_gС. 252-258
_z9785946216104
_wto000581539
852 4 _aRU-ToGU
856 7 _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000620168
908 _aстатья
999 _c82238