000 | 06609naa a2200349 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | vtls000620168 | ||
003 | RU-ToGU | ||
005 | 20210921203522.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 180125s2017 ru fs 100 0 rus d | ||
024 | 7 |
_a10.17223/9785946216104/39 _2doi |
|
035 | _ato000620168 | ||
040 |
_aRU-ToGU _brus _cRU-ToGU |
||
100 | 1 |
_aТерентьева, Ирина Николаевна _9176589 |
|
245 | 1 | 0 |
_aКочевник, бродяга и странник: культурные типы пространства сетевой коммуникации _cИ. Н. Терентьева |
246 | 1 | 1 | _aNomad, drifter and wanderer: cultural types of space network communications |
504 | _aБиблиогр.: 9 назв. | ||
520 | 3 | _aСетевые кочевники стали фактом современного мира, но пока мы лишь констатируем их присутствие, важность и, в многообразии частных проявлений, практически полную неопределенность, подобно Странникам из произведений Стругацких. Кто они и каков способ взаимодействия с ними? М. Маклюэн, отправляя человека дорогой «кочевых собирателей знания», рассмат- ривал его перспективы весьма оптимистически. Эта дорога, казалось, вела к всеобщему диалогу, человеческому единству, освобождению от фрагментарности специализаций традиционных профессий. Казалось, что появилась перспектива бесконфликтного взаимодействия и взаимопонимания. Однако очень скоро выяснилась прагматическая сторона глобального рынка труда (У. Бек), обозначились традиционные формы сегрегации и неравенства (З. Бауман), пространство сетевых коммуникаций стало пространством борьбы за власть (М. Кастельс). Обитатель сетевых про- странств многолик и, одновременно, неясен. Представляется, что в решении задачи его «распознавания», продуктивного (и безопасного) взаимодействия с ним, может быть использован исторический и литературно-философский опыт России. Во-первых, это издревле идущий исторический опыт взаимодействия с кочевыми народами (Л. Н. Гумилев), напряжение культурного многообра- зия, противостоящего хаосу культурной энтропии. Во-вторых, это литературно-философский опыт 253 осмысления странника, бродяги и их модифицированного варианта, плута и мошенника. Странничество – культурно-укорененный поиск «правды», «справедливости», святости… Пути в Беловодье, в конце концов! Бродяжничество – добровольный или вынужденный разрыв с культурой, разрыв норм, индивидуалистический бунт или вынужденная люмпенизация. Плут и мошенник в этой компании выступают под масками, мимикрируют, но озадачены только одним: ломая норму, укорениться в нормативном сообществе. Персонажи нового коммуникативного пространства могут быть исследованы на основе оппозиций перечисленным выше типам. Однако новизна сетевых персонажей – в ориентации на новый уровень свободы, на разрыв с привычными формами социальности. Технически безграничная коммуникация не решает проблем коммуникации социальной, понимание не есть результат технического перевода, оно становится возможным как принадлежность к одной культуре, системе ценностей, более-менее общему знаковому полю… («невозможность коммуникации» у Н. Лумана). Многообразие подводит нас к проблеме кризиса понимания, возможное преодоление которого как раз и связано с преодолением многообразия, доминированием одной системы знаков, ценностей и целей… Круг замкнулся? Этот вопрос остается открытым! | |
653 | _aцифровые кочевники | ||
653 | _aмобильность | ||
653 | _aсетевое пространство | ||
653 | _aкоммуникация | ||
653 | _aрынок труда | ||
653 | _aкультурное многообразие | ||
653 | _aэнтропия | ||
655 | 4 |
_aстатьи в сборниках _9713576 |
|
773 | 0 |
_tЦифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд : материалы III Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции Connect-Universum – 2016, 24-26 мая 2016 года _dТомск, 2017 _gС. 252-258 _z9785946216104 _wto000581539 |
|
852 | 4 | _aRU-ToGU | |
856 | 7 | _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000620168 | |
908 | _aстатья | ||
999 | _c82238 |