000 11356nab a2200337 c 4500
001 koha000722548
005 20220915164318.0
007 cr |
008 211202|2021 ru s c rus d
024 7 _a10.17223/19996195/54/10
_2doi
035 _akoha000722548
040 _aRU-ToGU
_brus
_cRU-ToGU
100 1 _aКарабущенко, Наталья Борисовна
_9504525
245 1 0 _aЛингвоинформационная подготовка будущего учителя иностранного языка
_cН. Б. Карабущенко, Б. А. Крузе, Б. А. Жигалев
246 1 1 _aLinguo-informational training of pre-service foreign language teacher
336 _aТекст
337 _aэлектронный
504 _aБиблиогр.: 14 назв.
520 3 _aВ условиях становления постнеклассической научно-образовательной парадигмы в ХХI в. существенно меняется социальный и дидактический статус иностранного языка. В такой трактовке очевидна необходимость более тщательного изучения коммуникативных процессов, в том числе специфики межкультурной коммуникации вообще и в сфере обучения иностранным языкам в частности. Соответственно, возникают новые требования к учителю иностранного языка и системе его подготовки в вузе. Направления поисков в сфере подготовки будущего учителя иностранного языка определяются особенностями новой парадигмы общественных отношений, которые зафиксированы в задачах модернизации системы российского образования в целом и высшего иноязычного образования в частности. Основные направления государственной политики в области модернизации иноязычного образования нашли отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г., Национальном проекте «Образование». В современных условиях научное рассмотрение процессов модернизации образования не может происходить изолированно от информационного пространства как неотъемлемой части современной социально-культурной жизнедеятельности человека. Новые условия жизнедеятельности, становление которых в значительной степени вызвано распространением COVID-19, усилили вектор рассмотрения информатизации не только как технико-технологического феномена, но и как явления современной культуры. Применяя философское понимание процессов информатизации современного общества к образовательным системам, исследователи рассматривают их как процесс формирования качественных изменений в составляющих систему компонентах, вследствие которых она приобретает новые характеристики и свойства информационного пространства, в совокупности обусловливающие новый результат – повышение качества образования. При этом отмечается, что именно междисциплинарный, интегративный характер таких изменений обусловливает устойчивость и стабильность образовательной системы, получение гарантированного качественного результата. Междисциплинарность и интегративность процессов информатизации подготовки современного учителя иностранного языка нашли отражение в новых требованиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к его результатам – овладение совокупностью компетенций, характеризующих компетентность учителя иностранного языка. В такой риторике компетентность учителя иностранного языка представляет собой методологический базис междисциплинарной интеграции подготовки студента в процессе обучения в вузе в условиях информатизации. Анализ публикаций, раскрывающих вопросы содержания и качества подготовки учителя иностранного языка, свидетельствует о том, что его профессиональная компетентность в информационном пространстве, главным образом,определяется интегративным характером лингвистической и информационной подготовки в процессе формирования компетентности учителя иностранного языка в соответствии с социальной ролью и задачами дальнейшей деятельности – осуществление процесса иноязычного образования. Опираясь на положение системного подхода о том, что объект исследования рассматривается как система, под которой следует понимать взаимосвязанное единство отдельных элементов, образующее новое качество, которому присущи специфические свойства, считаем необходимым обозначить интегративные процессы формирования компетенций будущего учителя иностранного языка в условиях информатизации как «лингвоинформационная подготовка». Обеспечение интегративной лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка с позиций методологии преподавания иностранных языков требует разработки соответствующей системы обучения иностранному языку и методики его преподавания, ориентированной на междисциплинарное интегративное формирование компетенций в лингвоинформационном контексте подготовки будущего учителя иностранного языка. Показателем качества подготовки будущего учителя иностранного языка становится некий ресурс его личности, обеспечивающий возможность его полноценного участия в межкультурной коммуникации в сфере иноязычного образования. Согласно этой тенденции, современный процесс лингвоинформационной подготовки в вузе, с одной стороны, ориентирует студентов на обширное коммуникативное взаимодействие в лингвоинформационном контексте. С другой стороны, обширная теоретическая база рассмотрения понятия межкультурной коммуникации в методике преподавания иностранного языка позволяет определить лингвоинформационный контекст межкультурной коммуникации как ведущий фактор лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка и системообразующую идею во взаимосвязанном обучении студентов иностранному языку и методике его преподавания в контексте информатизации. Статья посвящена рассмотрению проблемы лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка, анализу лингводидактического потенциала соответствующего контекста межкультурной коммуникации, определению понятия, инвариантной и вариативной структуры и механизмов лингвоинформационного развития будущего учителя иностранного языка. Описаны содержание и результаты опытно-экспериментального исследования лингвоинформационной подготовки будущих учителей иностранного языка.
653 _aиноязычная подготовка
653 _aпедагогическое образование
653 _aлингво-информационная компетентность
655 4 _aстатьи в журналах
_9764578
700 1 _aКрузе, Борис Александрович
_9562150
700 1 _aЖигалев, Борис Андреевич
_9144727
773 0 _tЯзык и культура
_d2021
_g№ 54. С. 167-189
_x1999-6195
_w0210-44960
852 4 _aRU-ToGU
856 4 _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000722548
908 _aстатья
999 _c722548