000 | 06089nab a2200361 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | koha000564174 | ||
005 | 20220915131933.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 210428|2021 ru s c rus d | ||
024 | 7 |
_a10.17223/19996195/53/7 _2doi |
|
035 | _akoha000564174 | ||
040 |
_aRU-ToGU _brus _cRU-ToGU |
||
245 | 1 | 0 |
_aЭволюция аксиологической модальности в антропонимической системе сибирских татар _cТ. В. Хвесько, О. В. Нагель, Ф. Х. Гильфанова, Н. Ю. Басуева |
246 | 1 | 1 | _aEevolution of axiological modality in Siberian Tatars antroponymic system |
336 | _aТекст | ||
337 | _aэлектронный | ||
504 | _aБиблиогр.: 23 назв. | ||
520 | 3 | _aРассматривается эволюция аксиологической модальности в антропонимической системе сибирских татар в синхронии и диахронии, в совокупности тесно связанных между собой параметров языка и речи. Разграничение синхронического и диахронического подходов связано со словообразовательными единицами языка, в которых содержится информация о системе ценностей этноса. Оценка в синхронии определяется как состояние сознания субъекта речи. Это проявляется в таких параметрах, как источник знания или мнения, цель сообщения, эмоции и желания, степень уверенности. Рассмотрено функционирование языковых концептов в определенный исторический период как «имя (слово) = носителю», «имя (слово) = слову божьему», «имя = символ», где основной единицей изучения является слово в его лексико-семантических связях. Оценочность как совокупность семантико-стилистических признаков единиц языка обеспечивает способность выступать в коммуникативной речи (практической) средством субъективного выражения отношения говорящего к содержанию речи. Это является признаком субъективной модальности. Изучение аксиологической модальности в диахронии позволило выявить причины смены одних языковых концептов на другие, а также установить, какой модус послужил базовым для когнитивных модификаций. Изучение модусов субъекта в синхронии отражает человеческие когниции на определенной ступени развития общества. В диахронии – в процессе исторического развития этноса, концепты закрепляются в архивных документах, речевых произведениях, будучи зафиксированными письмом или человеческой памятью, они относятся к объективной модальности. Рассмотрение эволюции модусов (речемыслительной деятельности субъектов) в тесной связи с историей общества, развитием языка, а также закономерностями семантических процессов в лексике, закономерностями внеязыковых логических или психологических явлений представляет собой аксиологическую модальность в диахронии. В структуре оценочного суждения в синхронии, по существу, рассматривается лексико-семантическое развитие антропонимов сибирских татар, где под лексическим значением слова-антропонима понимается как его сематика, так и прагматика, которая включена в модальную рамку толкования и одной из особенностей которой является способность смысловой структуры слова проявляться через лексико-семантические подсистемы: синонимические ряды, лексико-семантические и экспрессивно-стилистические группы слов. | |
653 | _aаксиологическая модальность | ||
653 | _aоценочность | ||
653 | _aценностный мир | ||
653 | _aантропонимическая система | ||
655 | 4 |
_aстатьи в журналах _9745982 |
|
700 | 1 |
_aХвесько, Тамара Владимировна _9562029 |
|
700 | 1 |
_aНагель, Ольга Васильевна _9562031 |
|
700 | 1 |
_aГильфанова, Фарида Харисовна _9562032 |
|
700 | 1 |
_aБасуева, Надежда Юрьевна _9562033 |
|
773 | 0 |
_tЯзык и культура _d2021 _g № 53. С. 105-119 _x1999-6195 _w0210-44960 |
|
852 | 4 | _aRU-ToGU | |
856 | 4 | _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000564174 | |
908 | _aстатья | ||
999 | _c564174 |