000 06089nab a2200361 c 4500
001 koha000564174
005 20220915131933.0
007 cr |
008 210428|2021 ru s c rus d
024 7 _a10.17223/19996195/53/7
_2doi
035 _akoha000564174
040 _aRU-ToGU
_brus
_cRU-ToGU
245 1 0 _aЭволюция аксиологической модальности в антропонимической системе сибирских татар
_cТ. В. Хвесько, О. В. Нагель, Ф. Х. Гильфанова, Н. Ю. Басуева
246 1 1 _aEevolution of axiological modality in Siberian Tatars antroponymic system
336 _aТекст
337 _aэлектронный
504 _aБиблиогр.: 23 назв.
520 3 _aРассматривается эволюция аксиологической модальности в антропонимической системе сибирских татар в синхронии и диахронии, в совокупности тесно связанных между собой параметров языка и речи. Разграничение синхронического и диахронического подходов связано со словообразовательными единицами языка, в которых содержится информация о системе ценностей этноса. Оценка в синхронии определяется как состояние сознания субъекта речи. Это проявляется в таких параметрах, как источник знания или мнения, цель сообщения, эмоции и желания, степень уверенности. Рассмотрено функционирование языковых концептов в определенный исторический период как «имя (слово) = носителю», «имя (слово) = слову божьему», «имя = символ», где основной единицей изучения является слово в его лексико-семантических связях. Оценочность как совокупность семантико-стилистических признаков единиц языка обеспечивает способность выступать в коммуникативной речи (практической) средством субъективного выражения отношения говорящего к содержанию речи. Это является признаком субъективной модальности. Изучение аксиологической модальности в диахронии позволило выявить причины смены одних языковых концептов на другие, а также установить, какой модус послужил базовым для когнитивных модификаций. Изучение модусов субъекта в синхронии отражает человеческие когниции на определенной ступени развития общества. В диахронии – в процессе исторического развития этноса, концепты закрепляются в архивных документах, речевых произведениях, будучи зафиксированными письмом или человеческой памятью, они относятся к объективной модальности. Рассмотрение эволюции модусов (речемыслительной деятельности субъектов) в тесной связи с историей общества, развитием языка, а также закономерностями семантических процессов в лексике, закономерностями внеязыковых логических или психологических явлений представляет собой аксиологическую модальность в диахронии. В структуре оценочного суждения в синхронии, по существу, рассматривается лексико-семантическое развитие антропонимов сибирских татар, где под лексическим значением слова-антропонима понимается как его сематика, так и прагматика, которая включена в модальную рамку толкования и одной из особенностей которой является способность смысловой структуры слова проявляться через лексико-семантические подсистемы: синонимические ряды, лексико-семантические и экспрессивно-стилистические группы слов.
653 _aаксиологическая модальность
653 _aоценочность
653 _aценностный мир
653 _aантропонимическая система
655 4 _aстатьи в журналах
_9745982
700 1 _aХвесько, Тамара Владимировна
_9562029
700 1 _aНагель, Ольга Васильевна
_9562031
700 1 _aГильфанова, Фарида Харисовна
_9562032
700 1 _aБасуева, Надежда Юрьевна
_9562033
773 0 _tЯзык и культура
_d2021
_g № 53. С. 105-119
_x1999-6195
_w0210-44960
852 4 _aRU-ToGU
856 4 _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000564174
908 _aстатья
999 _c564174