000 | 11092nab a2200337 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | vtls000649469 | ||
003 | RU-ToGU | ||
005 | 20220125141034.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 190225|2018 ru s c rus d | ||
024 | 7 |
_a10.17223/19996195/44/16 _2doi |
|
035 | _ato000649469 | ||
040 |
_aRU-ToGU _brus _cRU-ToGU |
||
100 | 1 |
_aЛевитан, Константин Михайлович _956344 |
|
245 | 1 | 0 |
_aУчебник иностранного языка для специальных целей как средство развития инновационной языковой личности студентов _cК. М. Левитан, М. А. Югова |
246 | 1 | 1 | _aForeign language for specific purposes textbook as a means of fostering innovative linguistic personality of students |
504 | _aБиблиогр.: 27 назв. | ||
520 | 3 | _aРассматривается проблема разработки и оценки современного учебника иностранного языка для специальных целей как средства развития инновационной языковой личности студентов. Исследуются цели, модели, принципы и методы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в высшей школе с учетом компетенций и свойств языковой личности специалиста, позволяющих ему эффективно участвовать в инновационных процессах и межкультурном диалоге. Подчеркивается, что высокий уровень владения профессиональным иностранным языком во всех его функциональных аспектах (коммуникативном, когнитивном, культурологическом) является необходимым условием собственно инновационной деятельности специалиста, международного сотрудничества в образовании, науке, экономике и других сферах жизни. Предпринята попытка исследовать содержание понятия «Иностранный язык для специальных целей» на примере феномена ESP (English for Specific Purposes), определить его абсолютные и переменные характеристики, основные цели и целевую аудиторию, специфику методики и условия успешного обучения ESP, параметры и критерии оценки соответствующих учебников. Эффективный учебник для профессиональных целей, по мнению авторов, должен адекватно моделировать учебно-воспитательный процесс в вузе, содержательно коррелируя с динамикой лингводидактической структуры инновационной языковой личности специалиста, включающей три уровня: вербально-семантический; лингвокогнитивный (тезаурусный); мотивационно-прагматический (коммуникативно-деятельностный). Языковые компетенции и свойства личности студентов как носителей инновационной культуры (креативность, критическое мышление, рефлексивность, ассертивность, ответственность, толерантность, самоактуализация) целенаправленно развиваются посредством соответствующих педагогических технологий и методов. Методы обучения, предлагаемые в учебниках иностранного языка для специальных целей, базируются на начальном этапе в большей степени на традиционной системе профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам, а на продвинутых этапах применяются преимущественно принципы и методы разработанного и активно используемого в европейской науке и практике интегрированного предметно-языкового обучения (Content and Language Integrated Learning, CLIL). Данный вывод подтверждается представленными в статье результатами анализа некоторых отечественных учебников иностранного языка для специальных целей и опытом разработки учебника «Английский язык для юристов» (уровень академического бакалавриата), который успешно используется в процессе обучения студентов Уральского государственного юридического университета (УрГЮУ) и других российских вузов. Авторская концепция данного учебника базируется на активно разрабатываемой в последнее время современной лингводидактикой синергетической модели развития образовательного пространства, которая объединяет основные методические подходы в обучении иноязычному дискурсу в высшей школе, в том числе профессионально ориентированный и интегрированный предметно-языковой. Эта синергетическая модель адекватно отражает лингвистические и психолого-педагогические аспекты проектирования курса иностранного языка для специальных целей – коммуникативную онтологию языка, его эпистемологию, методику обучения, что позволяет эффективно исследовать взаимодействие многих факторов образовательного процесса с целью достижения наибольшего педагогического эффекта [1]. Структурно содержание учебника можно условно разделить на две неравные части, соответствующие двум этапам обучения: начальному (пропедевтическому), с характерной для него методикой вводного курса традиционного профессионально-ориентированного обучения иностранному языку и продвинутому, на котором доминируют идеи и методы интегрированного предметно-языкового обучения. Другими принципиальными положениями методической концепции нашего учебника, основанной на результатах исследования, являются: диалог культур как философия современного иноязычного образования; развитие инновационной языковой личности студентов на основе лингводидактических моделей, разработанных отечественными учеными-лингвистами и методистами; использование инновационных интерактивных педагогических технологий, включая электронные образовательные ресурсы; отбор специальных аутентичных текстов, заданий и упражнений с учетом специфики юридического дискурса. Методология исследования основана на теоретических методах: анализ, синтез, сравнение и выводное оценочное суждение. Делается вывод о том, что при проектировании и оценке учебников иностранного языка для профессиональных целей следует исходить из определенного педагогического подхода и / или методической концепции обучения профессиональному иностранному языку, учитывать будущую специальность студентов, их профессиональную мотивацию, уровень владения иностранным языком, этап обучения, актуальные потребности обучающихся и социума, а также разработанные отечественной наукой лингводидактические модели языковой личности. | |
653 | _aанглийский язык для специальных целей | ||
653 | _aучебник иностранного языка для специальных целей | ||
653 | _aинновационная языковая личность студентов | ||
653 | _aлингво-дидактическая модель языковой личности | ||
653 | _aучебник английского языка для юристов-бакалавров | ||
655 | 4 |
_aстатьи в журналах _9681159 |
|
700 | 1 |
_aЮгова, Мария Анатольевна _9154711 |
|
773 | 0 |
_tЯзык и культура _d2018 _g№ 44. С. 248-266 _x1999-6195 _w0210-44960 |
|
852 | 4 | _aRU-ToGU | |
856 | 4 | _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000649469 | |
908 | _aстатья | ||
999 | _c55747 |