000 05417nab a2200349 c 4500
001 vtls000790006
003 RU-ToGU
005 20230302125234.0
007 cr |
008 201209|2020 ru s c rus d
024 7 _a10.17212/2075-0862-2020-12.2.1-29-47
_2doi
035 _ato000790006
040 _aRU-ToGU
_brus
_cRU-ToGU
100 1 _aЧешев, Владислав Васильевич
_d1940-
_964463
245 1 0 _aМогла ли в России сформироваться цивилизационная элита?
_cВ. В. Чешев
246 1 1 _aCould civilization elite be formed in Russia?
336 _aТекст
337 _aэлектронный
504 _aБиблиогр.: 7 назв.
520 3 _aВ статье рассмотрены некоторые особенности формирования политической и интеллектуальной элиты России, связанные с осознанием цивилизационных особенностей русского общества. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных мыслителей, автор ставит вопрос о том, можно ли рассматривать Россию как один из образцов цивилизационного устройства. Цивилизации представляют собой весьма широкие геополитические объединения, формирующие соответствующие элитарные слои. Обращается внимание на характеристики элит, их роль в жизни общества. Элиты неоднородны, они возникают в разных социальных слоях. Элита предстает как неформальное объединение таких групп. Указано на важность существования политической и интеллектуальной элиты, взаимная поддержка которых создает необходимое соответствие между мировоззренческими установками и практическими действиями в обществе. Обращено внимание на этические характеристики элитарных групп, в частности, на взаимосвязь индивидуальной нравственности с осознанием и исполнением общественного долга, возлагаемого на элиты их положением в обществе. Автор соглашается с мнением В.О. Ключевского, указавшего на особенности становления государственного сознания княжеской элиты периода Киевской Руси. Оно не является сознанием этническим, оно начинается с осмысления территориальной общности земель и проживающего на ней народа, объединяемых княжеской властью. В феодальный период роль интеллектуальной элиты выполняло православное духовенство, обращавшееся не только к формированию личной нравственности людей, но и к осмыслению идеологии Московского государства. Исторически неизбежный переход к промышленной стадии развития потребовал становления светского сознания и новой элиты, способной к его развитию. Автор указывает на важную роль исторического сознания как этической основы для внутриэлитного согласия и для консенсуса общества и элиты. В этих условиях в российской элите возникает противоречие между попытками осмысления собственной цивилизационной идентичности и ориентацией на западный образец развития. Автор указывает на нерешенность названного противоречия и его влияние на современную историю России
653 _aцивилизация
653 _aинтеллектуальная элита
653 _aнравственность
653 _aгосударственность
653 _aобщественное сознание
655 4 _aстатьи в журналах
_9745982
773 0 _tИдеи и идеалы
_d2020
_gТ. 12, № 2, ч. 1. С. 29-47
_x2075-0862
_wto000478697
852 4 _aRU-ToGU
856 4 _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000790006
908 _aстатья
999 _c475559