000 | 05417nab a2200349 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | vtls000790006 | ||
003 | RU-ToGU | ||
005 | 20230302125234.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 201209|2020 ru s c rus d | ||
024 | 7 |
_a10.17212/2075-0862-2020-12.2.1-29-47 _2doi |
|
035 | _ato000790006 | ||
040 |
_aRU-ToGU _brus _cRU-ToGU |
||
100 | 1 |
_aЧешев, Владислав Васильевич _d1940- _964463 |
|
245 | 1 | 0 |
_aМогла ли в России сформироваться цивилизационная элита? _cВ. В. Чешев |
246 | 1 | 1 | _aCould civilization elite be formed in Russia? |
336 | _aТекст | ||
337 | _aэлектронный | ||
504 | _aБиблиогр.: 7 назв. | ||
520 | 3 | _aВ статье рассмотрены некоторые особенности формирования политической и интеллектуальной элиты России, связанные с осознанием цивилизационных особенностей русского общества. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных мыслителей, автор ставит вопрос о том, можно ли рассматривать Россию как один из образцов цивилизационного устройства. Цивилизации представляют собой весьма широкие геополитические объединения, формирующие соответствующие элитарные слои. Обращается внимание на характеристики элит, их роль в жизни общества. Элиты неоднородны, они возникают в разных социальных слоях. Элита предстает как неформальное объединение таких групп. Указано на важность существования политической и интеллектуальной элиты, взаимная поддержка которых создает необходимое соответствие между мировоззренческими установками и практическими действиями в обществе. Обращено внимание на этические характеристики элитарных групп, в частности, на взаимосвязь индивидуальной нравственности с осознанием и исполнением общественного долга, возлагаемого на элиты их положением в обществе. Автор соглашается с мнением В.О. Ключевского, указавшего на особенности становления государственного сознания княжеской элиты периода Киевской Руси. Оно не является сознанием этническим, оно начинается с осмысления территориальной общности земель и проживающего на ней народа, объединяемых княжеской властью. В феодальный период роль интеллектуальной элиты выполняло православное духовенство, обращавшееся не только к формированию личной нравственности людей, но и к осмыслению идеологии Московского государства. Исторически неизбежный переход к промышленной стадии развития потребовал становления светского сознания и новой элиты, способной к его развитию. Автор указывает на важную роль исторического сознания как этической основы для внутриэлитного согласия и для консенсуса общества и элиты. В этих условиях в российской элите возникает противоречие между попытками осмысления собственной цивилизационной идентичности и ориентацией на западный образец развития. Автор указывает на нерешенность названного противоречия и его влияние на современную историю России | |
653 | _aцивилизация | ||
653 | _aинтеллектуальная элита | ||
653 | _aнравственность | ||
653 | _aгосударственность | ||
653 | _aобщественное сознание | ||
655 | 4 |
_aстатьи в журналах _9745982 |
|
773 | 0 |
_tИдеи и идеалы _d2020 _gТ. 12, № 2, ч. 1. С. 29-47 _x2075-0862 _wto000478697 |
|
852 | 4 | _aRU-ToGU | |
856 | 4 | _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000790006 | |
908 | _aстатья | ||
999 | _c475559 |