000 | 08266nab a2200373 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | vtls000709471 | ||
003 | RU-ToGU | ||
005 | 20220707154310.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 200427|2020 ru s c rus d | ||
024 | 7 |
_a10.17223/19996195/49/13 _2doi |
|
035 | _ato000709471 | ||
040 |
_aRU-ToGU _brus _cRU-ToGU |
||
100 |
_aКисляков, Павел Александрович _9369707 |
||
245 | 1 | 0 |
_aПсихолингвистическая безопасность личности студента и ее обеспечение в процессе обучения в вузе _cП. А. Кисляков, С. Н. Сорокоумова, П. А. Егорова |
246 | 1 | 1 | _aPsycholinguistic security of the student's personality and its provision in the process of studying at the university |
504 | _aБиблиогр.: 32 назв. | ||
520 | 3 | _aВ статье рассматривается проблема психолингвистической безопасности личности студента в условиях цифровой трансформации российского общества. Делается анализ государственной политики в области защиты русского языка и культуры. Представлен обзор подходов к определению лингвистической безопасности в лингвистике, психологии, философии, культурологии. Обобщены социокультурные угрозы психолингвистической безопасности личности: лингвистические (связаны с трансформацией элементов языка и культуры: вестернизация, криминализация, упрощение и замена визуальным рядом, распространение нецензурной лексики и интернет-сленга), социокультурные (девальвация или дискредитация духовных ценностей), психологические (снижение порога психологической внушаемости и зависимости, размывание личностной идентичности, психологическое неблагополучие), социально- психологические (искажение этнической и гражданской идентичности деструктивное коллективное поведение). Цель исследования состояла в изучении психолингвистической культуры и социальной идентичности как предикторов психолингвистической безопасности личности. Для оценки психолингвистической культуры использовалась специально разработанная анкета, включающая шкалы «Социокультурная и политическая роль русского языка», «Угрозы русскому языку», «Особенности современной языковой интернет-среды», «Используемая разговорная лексика». Для измерения силы социальной (этнической, гражданской, глобальной, микросоциальной) идентичности использовалась модифицированная методика «Шкала идентификации с человечеством» С. Макфарленда (русскоязычная адаптация Т.А. Нестика). В исследовании приняли участие 186 студентов российских вузов. Полученные данные обрабатывались с использованием пакета статистических программ SPSS 23 (описательные статистики, корреляционный анализ Пирсона, линейный регрессионный анализ). Полученные данные позволяют говорить о том, что российское студенчество разделяет мнение о значимости социокультурных функций русского языка. Каждый второй респондент осознает, что угрозами русскому языку являются интернет-сленг, ненормативная лексика, вестернизация, криминализация. Оценивая особенности современной языковой интернет-среды, половина студентов отметили, что в ней используется простой, примитивный язык, большой объем информации, затрудняющий ее восприятие; искажается значение и смысл слов. Треть опрошенных подчеркнули, что в интернет-среде искажается мировоззрение человека, пропагандируется западная культура, насилие и агрессия. Около половины студентов используют в повседневной разговорной лексике интернет-сленг и иностранные слова. Проведенное исследование показало, что современные российские студенты в равной степени идентифицируют себя с представителями человечества, русского этноса и гражданами России. Исследование подтвердило тот факт, что психолингвистическая безопасность личности в условиях цифровой трансформации российского общества обеспечивается этнической и гражданской идентификацией, а также взаимообусловленными показателями психолингвистической культуры: признание угроз русскому языку и рискогенности языковой интернет-среды, а также использованием в разговорной лексике языковых средств, обеспечивающих социокультурную идентификацию. Делается вывод о необходимости реализации в системе образования образовательных программ, направленных на развитие у обучающихся психологических ресурсов, защит и компетенций психолингвистической безопасности личности. | |
653 | _aпсихолингвистическая безопасность | ||
653 | _aличность студента | ||
653 | _aцифровая трансформация | ||
653 | _aсоциокультурные факторы | ||
653 | _aрусский язык | ||
653 | _a"чистота языка" | ||
653 | _aСЛЭНГ | ||
655 | 4 |
_aстатьи в журналах _9745982 |
|
700 | 1 |
_aСорокоумова, Светлана Николаевна _9216254 |
|
700 | 1 |
_aЕгорова, Полина Александровна _9216253 |
|
773 | 0 |
_tЯзык и культура _d2020 _g№ 49. С. 199-218 _x1999-6195 _w0210-44960 |
|
852 | 4 | _aRU-ToGU | |
856 | 4 | _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000709471 | |
908 | _aстатья | ||
999 | _c466551 |