000 05809nab a2200337 c 4500
001 vtls000659414
003 RU-ToGU
005 20230306153049.0
007 cr |
008 190624|2019 ru s c rus d
024 7 _a10.17223/19996195/45/5
_2doi
035 _ato000659414
040 _aRU-ToGU
_brus
_cRU-ToGU
100 1 _aДушейко, Александра Суфуатовна
_9496978
245 1 0 _aИзмерение лексического компонента языковой способности: выбор, определение и комбинаторика единиц
_cА. С. Душейко, З. И. Резанова
246 1 1 _aMeasuring the lexical component of the language faculty: selection, definition and combination of lexical items
504 _aБиблиогр.: 38 назв.
520 3 _aПроблематика статьи находится в русле решения актуальной проблемы разработки системы тестирования языковой способности человека. Исследование выполнено на основе применения методологии психолингвистики, которая позволяет соотнести структуру языковой способности со структурой речевой деятельности и системой языка, что обусловливает выделение компонентов языковой способности, соответствующих уровневому членению языка и речи. Лексический компонент языковой способности интерпретируется не только как динамическая система словарных единиц, которыми человек владеет, но и как способность человека оперировать данными единицами в различных условиях коммуникации, основывающаяся в значительной степени на знании семантики слова и его комбинаторных возможностей. В статье представлены результаты разработки тестов, направленных на выявление парадигматического и синтагматического аспектов лексического компонента языковой способности, а также результатов тестирования испытуемых разных возрастных групп на основе соотнесенных тестов. Основной тест является авторской адаптацией словарных шкал Милл Хилл (The Mill Hill Vocabulary Scale) применительно к материалу русского языка. Тест направлен на выявление репродуктивного аспекта владением лексикой как базового компонента языковой способности с минимальным вовлечением продуктивной деятельности, включает задания на поиск синонимов к слову-стимулу из предложенных шести слов сета и на формулировку определений к данным словам. Данный тест был дополнен тестовыми заданиями построения словосочетаний со словами-стимулами, т.е. заданиями, направленными на тестирование владения испытуемыми способностью комбинировать соответствующие единицы. Результативность применения тестов была апробирована в группах респондентов, находящихся на разных этапах формирования языковой способности, первое задание тестировалось в группах школьников 3–11-х классов, студентов; второе и третье задание – в двух группах школьников 3-х и 5-х классов. Полученные данные, которые обрабатывались в Microsoft Office Excel, выявили нелинейный характер возрастания процентного соотношения количества правильных ответов в группах старших школьников при выполнении трех типов заданий, снижение показателей, связанных с оценкой порождающей деятельности респондентов исследуемых групп.
653 _aрусский язык
653 _aязыковая способность
653 _aлексические элементы
653 _aтестирование
653 _aлексические нормы
655 4 _aстатьи в журналах
_9745982
700 1 _aРезанова, Зоя Ивановна
_962374
773 0 _tЯзык и культура
_d2019
_g№ 45. С. 64-77
_x1999-6195
_w0210-44960
852 4 _aRU-ToGU
856 4 _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000659414
908 _aстатья
999 _c457823