000 | 05809nab a2200337 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | vtls000659414 | ||
003 | RU-ToGU | ||
005 | 20230306153049.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 190624|2019 ru s c rus d | ||
024 | 7 |
_a10.17223/19996195/45/5 _2doi |
|
035 | _ato000659414 | ||
040 |
_aRU-ToGU _brus _cRU-ToGU |
||
100 | 1 |
_aДушейко, Александра Суфуатовна _9496978 |
|
245 | 1 | 0 |
_aИзмерение лексического компонента языковой способности: выбор, определение и комбинаторика единиц _cА. С. Душейко, З. И. Резанова |
246 | 1 | 1 | _aMeasuring the lexical component of the language faculty: selection, definition and combination of lexical items |
504 | _aБиблиогр.: 38 назв. | ||
520 | 3 | _aПроблематика статьи находится в русле решения актуальной проблемы разработки системы тестирования языковой способности человека. Исследование выполнено на основе применения методологии психолингвистики, которая позволяет соотнести структуру языковой способности со структурой речевой деятельности и системой языка, что обусловливает выделение компонентов языковой способности, соответствующих уровневому членению языка и речи. Лексический компонент языковой способности интерпретируется не только как динамическая система словарных единиц, которыми человек владеет, но и как способность человека оперировать данными единицами в различных условиях коммуникации, основывающаяся в значительной степени на знании семантики слова и его комбинаторных возможностей. В статье представлены результаты разработки тестов, направленных на выявление парадигматического и синтагматического аспектов лексического компонента языковой способности, а также результатов тестирования испытуемых разных возрастных групп на основе соотнесенных тестов. Основной тест является авторской адаптацией словарных шкал Милл Хилл (The Mill Hill Vocabulary Scale) применительно к материалу русского языка. Тест направлен на выявление репродуктивного аспекта владением лексикой как базового компонента языковой способности с минимальным вовлечением продуктивной деятельности, включает задания на поиск синонимов к слову-стимулу из предложенных шести слов сета и на формулировку определений к данным словам. Данный тест был дополнен тестовыми заданиями построения словосочетаний со словами-стимулами, т.е. заданиями, направленными на тестирование владения испытуемыми способностью комбинировать соответствующие единицы. Результативность применения тестов была апробирована в группах респондентов, находящихся на разных этапах формирования языковой способности, первое задание тестировалось в группах школьников 3–11-х классов, студентов; второе и третье задание – в двух группах школьников 3-х и 5-х классов. Полученные данные, которые обрабатывались в Microsoft Office Excel, выявили нелинейный характер возрастания процентного соотношения количества правильных ответов в группах старших школьников при выполнении трех типов заданий, снижение показателей, связанных с оценкой порождающей деятельности респондентов исследуемых групп. | |
653 | _aрусский язык | ||
653 | _aязыковая способность | ||
653 | _aлексические элементы | ||
653 | _aтестирование | ||
653 | _aлексические нормы | ||
655 | 4 |
_aстатьи в журналах _9745982 |
|
700 | 1 |
_aРезанова, Зоя Ивановна _962374 |
|
773 | 0 |
_tЯзык и культура _d2019 _g№ 45. С. 64-77 _x1999-6195 _w0210-44960 |
|
852 | 4 | _aRU-ToGU | |
856 | 4 | _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000659414 | |
908 | _aстатья | ||
999 | _c457823 |