000 06959nab a2200337 c 4500
001 vtls000617937
003 RU-ToGU
005 20210922093241.0
007 cr |
008 171214|2017 ru s c rus d
024 7 _a10.17223/23046082/12/7
_2doi
035 _ato000617937
040 _aRU-ToGU
_brus
_cRU-ToGU
100 1 _aШарыпов, Юрий Сергеевич
_9479218
245 1 0 _aЭтические аспекты производства роботов с функцией физиологического взаимодействия с человеком
_cЮ. С. Шарыпов
246 1 1 _aEthical aspects of creating robots with the function of physiological interaction with a person
504 _aБиблиогр.: 14 назв.
520 3 _aРобототехника сегодня – одна из самых развивающихся отраслей. В 2015 г. средняя плотность роботов в Европе составила 92,86 в Америке и 57 в Азии. Отметим, что речь идёт не только о промышленных роботах, но и социальных, которые активно входят в нашу повседневность. В 2015 г. только развлекательных роботов было продано около 1,7 млн единиц, что на 29% больше, чем в 2014 г. Несомненно, рынок социальной робототехники в дальнейшем будет только продолжать расти. Многочисленные дискуссии сегодня вызывает тема применения роботов в сфере оказания сексуальных услуг. Данная тема уже несколько лет обсуждается в научном дискурсе. Две конференции под общим названием «Международный конгресс о любви и сексе с роботами», 2016 г. (Лондон), привлёкшие экспертов со всего мира, рассматривали будущее общества, в котором секс-роботы являются общепризнанной нормой. Насколько общество готово к появлению такого типа роботов? Как соотносится со сложившимися нормами морали физиологическое взаимодействие с роботами? Как появление таких роботов может изменить наше общество? Видят ли эксперты в этом угрозу? В данной статье рассматриваются основные позиции исследователей на данный момент. Среди исследователей отношение к появлению таких роботов неоднозначно.Часть из них относятся негативно. Кэтлин Ричардсон из университета Монфорта в Лестере (Великобритания) является активным противником женского и детского андроидного интерфейса секс-роботов, так как она воспринимает их как ущемление прав женщин и видит в них опасность распространения педофилии. Другие исследователи, такие как Дэвид Леви и Ян Пирсон и др., считают создание секс-роботов закономерным явлением. Биологический антрополог из Рутгерского университета Хелен Фишер говорит о том, что любовь зависит от трёх ключевых компонентов: секса, романтики Этические аспекты производства роботов и глубоких привязанностей. Эти компоненты, отмечает она, могут быть инициированы разного рода вещами, в том числе и роботами. Согласно универсальным принципам биоэтики секс-роботы приемлемы и являются следствием развития современных технологий. Если индуктивно продвигаться от уровня к уровню по пирамиде Маслоу, то можно предположить, что удовлетворение потребностей каждой ступени делает секс-робота всё более желанным субъектом отношений будущего, вплоть до признания гражданских прав искусственного интеллекта. Понимание того, как человек мыслит, возможно только реконструировав его тело и интеллект вместе ввиду того, что наша физическая форма существования во многом определяет наше мышление. Однако создание андроидного интерфейса робота с подобными функциями несёт в себе моральные вызовы, чем и обусловлена необходимость изучения как суждений членов экспертного сообщества, так и общественного мнения по этому вопросу. Более подробное изучение данной проблемы, возможно, поможет сформировать этический подход, который позволит извлечь максимальную пользу от применения таких технологий и свести к минимуму риски.
653 _aобщество
653 _aмораль
653 _aсоциальная робототехника
653 _aсекс-роботы
653 _aбиомедицинская этика
653 _aМаслоу классификация потребностей
655 4 _aстатьи в журналах
_9745982
773 0 _tГуманитарная информатика
_d2017
_g№ 12. С. 58-68
_x2304-6082
_wto000583713
852 4 _aRU-ToGU
856 7 _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000617937
908 _aстатья
999 _c429515