Scientific Library of Tomsk State University

   E-catalog        

Image from Google Jackets
Normal view MARC view

Скитская экономика в культурном ландшафте таежной Сибири: дар, милостыня, товар Е. Е. Дутчак

By: Дутчак, Елена ЕрофеевнаMaterial type: ArticleArticleContent type: Текст Media type: электронный Other title: Old Believer skete economy in the cultural landscape of taiga Siberia: gift, alms, commodity [Parallel title]Subject(s): старообрядческие скиты | Обь-Енисейский регион | Тува | сибирское крестьянство | промысловая экономика | аграрная экономикаGenre/Form: статьи в журналах Online resources: Click here to access online In: Новые исследования Тувы № 3. С. 99-110Abstract: В статье анализируется участие старообрядческих скитов в складывании культурного ландшафта Обь-Енисейской Сибири, реконструируются этапы их встраивания в локальные экономические системы и моделируются процессы трансформации хозяйственных взаимодействий с деревней в отношения религиозного характера. Статья основана на теоретических разработках современного крестьяноведения, социальной антропологии (институты дара и дарения) и конкретно-исторических исследованиях хозяйственных и коммуникативных практик староверов Обь-Енисейского региона. Источниковой базой выступают полемические и агиографические сочинения, дневниковые записи и переписка сибирских скитников, материалы научных экспедиций, воспоминания и докладные записки чиновников, проверяющих старообрядческие скиты (хронологические рамки привлекаемых материалов — 1875–2020 гг.). Исследование реализовано в двух тематических блоках «Скит как коллективный земледелец» и «Скит как коллективный промысловик» и доказывает следующие положения: 1) переход таежных монастырей от аграрной экономики к промысловой вызван внешними факторами (коллективизация и советизация деревни, государственная программа освоения таежных районов Сибири), но легитимировала его внутренняя полемика о деньгах, управлении скитскими финансами и праве скитников самостоятельно определять формы взаимодействия с внешним миром; 2) устойчивость скитских хозяйств зависела от умения жителей нелегальных монастырей корректировать заданный агиографией образ монаха-земледельца и использовать религиозную символику «милостыни» и «товара» для мотивации крестьянских семей к перераспределению части своих продовольственных и трудовых ресурсов в пользу скита; 3) дарообмен является основной коммуникативной стратегией в отношениях скита и крестьянского социума, инструментом формирования поддержки сельской округи и благожелательного отношения представителей светской власти.
Tags from this library: No tags from this library for this title. Log in to add tags.
No physical items for this record

Библиогр.: с. 107-109

Ограниченный доступ

В статье анализируется участие старообрядческих скитов в складывании культурного ландшафта Обь-Енисейской Сибири, реконструируются этапы их встраивания в локальные экономические системы и моделируются процессы трансформации хозяйственных взаимодействий с деревней в отношения религиозного характера. Статья основана на теоретических разработках современного крестьяноведения, социальной антропологии (институты дара и дарения) и конкретно-исторических исследованиях хозяйственных и коммуникативных практик староверов Обь-Енисейского региона. Источниковой базой выступают полемические и агиографические сочинения, дневниковые записи и переписка сибирских скитников, материалы научных экспедиций, воспоминания и докладные записки чиновников, проверяющих старообрядческие скиты (хронологические рамки привлекаемых материалов — 1875–2020 гг.). Исследование реализовано в двух тематических блоках «Скит как коллективный земледелец» и «Скит как коллективный промысловик» и доказывает следующие положения: 1) переход таежных монастырей от аграрной экономики к промысловой вызван внешними факторами (коллективизация и советизация деревни, государственная программа освоения таежных районов Сибири), но легитимировала его внутренняя полемика о деньгах, управлении скитскими финансами и праве скитников самостоятельно определять формы взаимодействия с внешним миром; 2) устойчивость скитских хозяйств зависела от умения жителей нелегальных монастырей корректировать заданный агиографией образ монаха-земледельца и использовать религиозную символику «милостыни» и «товара» для мотивации крестьянских семей к перераспределению части своих продовольственных и трудовых ресурсов в пользу скита; 3) дарообмен является основной коммуникативной стратегией в отношениях скита и крестьянского социума, инструментом формирования поддержки сельской округи и благожелательного отношения представителей светской власти.

There are no comments on this title.

to post a comment.