Scientific Library of Tomsk State University

   E-catalog        

Image from Google Jackets
Custom cover image
Custom cover image
Normal view MARC view

Русская литературная утопия второй половины ХХ века Электронный ресурс монография Ковтуг Н. В.

By: Ковтуг, Н. ВMaterial type: TextTextPublication details: Москва ФЛИНТА 2019Description: 352 сSubject(s): литература россии 20 в | русская литература 20 в | русская утопия | русский утопизмOther classification: 83.3 (2 Рос = Рус) Online resources: ЭБС Лань | ЭБС Лань Summary: Предлагаемая работа является первым опытом системного изучения счастливой (позитивной) утопии в современной художественной прозе. В монографии выделяются этапы становления русской литературной утопии на протяжении XVIII – начала XX веков с тем, чтобы выяснить особенности и динамику развития метажанра (пародийного жанра), представленного во второй половине ХХ столетия произведениями мерцающего утопизма позднего соцреализма и патриархальной утопией деревенщиков. В центр исследования выдвигается вопрос о роли, значении, художественных особенностях именно позитивной русской утопии, о её связях с архетипами народного утопизма, специфике и перспективах развития. Подчеркивается условность жёсткой границы между утопией и антиутопией; выделяется ряд признаков (утопичность художественного сознания автора, своеобразие хронотопа, утопического характера, мотивной структуры), которые позволяют анализировать отечественную утопию как относительно самостоятельное и оригинальное художественное явление. История отечественного утопизма (ограниченная рамками метрополии) рассматривается в ретроспекции религиозно-нравственных исканий XVIII-XX столетий. Преимущественное внимание уделяется вопросу о соотношении рационального и иррационального начал в формировании отечественной утопической традиции, выявлению характера связи утопии и эзотерических практик. Важнейшие вопросы монографии – вопросы взаимовлияния утопии и масонства, утопии и древнего гностицизма, ни разу не становившиеся предметом самостоятельного критического анализа. Преподавателям литературы, философии, культурологии, эстетики, а также студентам и аспирантам, специализирующимся в области гуманитарных наук. Представляет интерес для специалистов – филологов, философов, искусствоведов и широкого круга интеллектуалов.
Tags from this library: No tags from this library for this title. Log in to add tags.
No physical items for this record

Предлагаемая работа является первым опытом системного изучения счастливой (позитивной) утопии в современной художественной прозе. В монографии выделяются этапы становления русской литературной утопии на протяжении XVIII – начала XX веков с тем, чтобы выяснить особенности и динамику развития метажанра (пародийного жанра), представленного во второй половине ХХ столетия произведениями мерцающего утопизма позднего соцреализма и патриархальной утопией деревенщиков. В центр исследования выдвигается вопрос о роли, значении, художественных особенностях именно позитивной русской утопии, о её связях с архетипами народного утопизма, специфике и перспективах развития. Подчеркивается условность жёсткой границы между утопией и антиутопией; выделяется ряд признаков (утопичность художественного сознания автора, своеобразие хронотопа, утопического характера, мотивной структуры), которые позволяют анализировать отечественную утопию как относительно самостоятельное и оригинальное художественное явление. История отечественного утопизма (ограниченная рамками метрополии) рассматривается в ретроспекции религиозно-нравственных исканий XVIII-XX столетий. Преимущественное внимание уделяется вопросу о соотношении рационального и иррационального начал в формировании отечественной утопической традиции, выявлению характера связи утопии и эзотерических практик. Важнейшие вопросы монографии – вопросы взаимовлияния утопии и масонства, утопии и древнего гностицизма, ни разу не становившиеся предметом самостоятельного критического анализа. Преподавателям литературы, философии, культурологии, эстетики, а также студентам и аспирантам, специализирующимся в области гуманитарных наук. Представляет интерес для специалистов – филологов, философов, искусствоведов и широкого круга интеллектуалов.

There are no comments on this title.

to post a comment.