Scientific Library of Tomsk State University

   E-catalog        

Image from Google Jackets
Normal view MARC view

Система полифункциональных упражнений для обучения школьников аудированию на иностранном языке С. С. Куклина, Е. Н. Владимирова

By: Куклина, Светлана СтаниславовнаContributor(s): Владимирова, Елена НиколаевнаMaterial type: ArticleArticleContent type: Текст Media type: электронный Other title: The system of multifunctional exercises for teaching school students foreign language listening comprehension [Parallel title]Subject(s): аудирование | аудитивно-мыслительные действия | универсальные учебные действия | система полифункциональных аудитивно-мыслительных упражненийGenre/Form: статьи в журналах Online resources: Click here to access online In: Язык и культура № 53. С. 217-237Abstract: С позиций системно-структурного, личностно ориентировано деятельностного и коммуникативно-когнитивного подходов рассматривается проблема создания системы полифункциональных аудитивно-мыслительных упражнений, предназначенной для обучения аудированию как средству устного иноязычного общения для достижения учениками предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. Ведущими методами исследования являются моделирование и проектирование, позволяющие, во-первых, представить модель полифункционального аудитивно мыслительного упражнения для обучения иноязычному аудированию и овладения школьниками необходимой совокупностью универсальных учебных действий, а во-вторых, спроектировать систему этих упражнений, предназначенную для достижения перечисленных образовательных результатов оптимальным путем. Полифункциональное упражнение для обучения аудированию на основе универсальных учебных действий обладает следующими параметрами: 1) трехчастная цель обучения предметным (аудитивно-мыслительным), метапредметным и личностным действиям; 2) значимая для школьников социокультурная ситуация определенной степени интеллектуального затруднения, в рамках которой решается учебная речемыслительная задача; 3) операционные средства в составе аудитивно-мыслительных действий и лежащих в их основе универсальных учебных действий; 4) материальные средства, включающие аудиотексты разной степени проблемности, учебные задания к ним и памятки; 5) способы выполнения аудитивно-мыслительных и универсальных учебных действий. В систему полифункциональных аудитивно-мыслительных упражнений входят, во-первых, их типы, отражающие специфику решения репродуктивных, поисковых и творческих учебных речемыслительных задач. Второй уровень системы представлен видами полифункциональных упражнений, в основе выделения которых лежат этапы обучения иноязычному аудированию (формирование навыков, их совершенствование, развитие умений и функционирование общения). На третьем уровне находятся варианты полифункциональных упражнений, предполагающие выполнение необходимых действий под руководством учителя, следуя только указаниям памятки или самостоятельно. Все полифункциональные аудитивно-мыслительные упражнения выполняются учениками с помощью адекватного набора аудитивно-мыслительных и соответствующих им универсальных учебных действий, качество и количество которых усложняются и расширяются по мере нарастания степени интеллектуального затруднения социокультурной ситуации, представленной в содержании аудиотекста и адекватной ей учебной речемыслительной задачи. Продуктом этого процесса являются традуктивные, индуктивные и дедуктивные умозаключения, демонстрирующие выборочное, основное или полное понимание высказывания. Результатом является умение школьников понимать иноязычные аудиотексты с разным уровнем проникновения в их содержание, а также усвоение совокупности универсальных учебных действий, являющихся показателем их развития как субъектов учебной деятельности по овладению иноязычным общением. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность созданной и адаптированной к внутренним и внешним условиям обучения в основной школе системы полифункциональных аудитивно-мыслительных упражнений.
Tags from this library: No tags from this library for this title. Log in to add tags.
No physical items for this record

Библиогр.: 25 назв.

С позиций системно-структурного, личностно ориентировано деятельностного и коммуникативно-когнитивного подходов рассматривается проблема создания системы полифункциональных аудитивно-мыслительных упражнений, предназначенной для обучения аудированию как средству устного иноязычного общения для достижения учениками предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. Ведущими методами исследования являются моделирование и проектирование, позволяющие, во-первых, представить модель полифункционального аудитивно мыслительного упражнения для обучения иноязычному аудированию и овладения школьниками необходимой совокупностью универсальных учебных действий, а во-вторых, спроектировать систему этих упражнений, предназначенную для достижения перечисленных образовательных результатов оптимальным путем. Полифункциональное упражнение для обучения аудированию на основе универсальных учебных действий обладает следующими параметрами: 1) трехчастная цель обучения предметным (аудитивно-мыслительным), метапредметным и личностным действиям; 2) значимая для школьников социокультурная ситуация определенной степени интеллектуального затруднения, в рамках которой решается учебная речемыслительная задача; 3) операционные средства в составе аудитивно-мыслительных действий и лежащих в их основе универсальных учебных действий; 4) материальные средства, включающие аудиотексты разной степени проблемности, учебные задания к ним и памятки; 5) способы выполнения аудитивно-мыслительных и универсальных учебных действий. В систему полифункциональных аудитивно-мыслительных упражнений входят, во-первых, их типы, отражающие специфику решения репродуктивных, поисковых и творческих учебных речемыслительных задач. Второй уровень системы представлен видами полифункциональных упражнений, в основе выделения которых лежат этапы обучения иноязычному аудированию (формирование навыков, их совершенствование, развитие умений и функционирование общения). На третьем уровне находятся варианты полифункциональных упражнений, предполагающие выполнение необходимых действий под руководством учителя, следуя только указаниям памятки или самостоятельно. Все полифункциональные аудитивно-мыслительные упражнения выполняются учениками с помощью адекватного набора аудитивно-мыслительных и соответствующих им универсальных учебных действий, качество и количество которых усложняются и расширяются по мере нарастания степени интеллектуального затруднения социокультурной ситуации, представленной в содержании аудиотекста и адекватной ей учебной речемыслительной задачи. Продуктом этого процесса являются традуктивные, индуктивные и дедуктивные умозаключения, демонстрирующие выборочное, основное или полное понимание высказывания. Результатом является умение школьников понимать иноязычные аудиотексты с разным уровнем проникновения в их содержание, а также усвоение совокупности универсальных учебных действий, являющихся показателем их развития как субъектов учебной деятельности по овладению иноязычным общением. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность созданной и адаптированной к внутренним и внешним условиям обучения в основной школе системы полифункциональных аудитивно-мыслительных упражнений.

There are no comments on this title.

to post a comment.