Scientific Library of Tomsk State University

   E-catalog        

Image from Google Jackets
Normal view MARC view

Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях "диалога культур" и "не-диалога культур" П. В. Сысоев

By: Сысоев, Павел ВикторовичMaterial type: ArticleArticleOther title: Revising a structure of intercultural competence: training intercultural interaction in the conditions of "dialogue of cultures" and "non-dialogue of cultures" [Parallel title]Subject(s): межкультурная коммуникация | межкультурная компетенция | диалог культур | не-диалог культур | культурные конфликтыGenre/Form: статьи в журналах Online resources: Click here to access online In: Язык и культура № 43. С. 261-281Abstract: Одной из основных целей обучения иностранному языку на разных этапах обучения наряду с воспитание и развитием обучающихся выступает формирование иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций. Традиционно отбор содержания обучения межкультурной компетенции учащихся и студентов в процессе обучения иностранному языку осуществлялся с позиции «диалога культур» – одного из типов взаимоотношений между контактирующими культурами, основанного на взаимоуважении и взаимопонимании культур. Методологической основой «диалога культур» в обучении иностранному языку послужили труды отечественных философов М.М. Бахтина, М.С. Кагана и В.С. Библера. В рамках данного подхода обучающиеся учились инициировать межкультурный контакт, выступать представителями родной культуры, поддерживать межкультурное общение в духе мира. Вместе с тем современный поликультурный мир, кроме «диалога культур», характеризуется и другими типами взаимоотношений между культурами, которые можно квалифицировать как «не-диалог культур». К ним относятся проявления культурной агрессии, культурной дискриминации, культурного вандализма. По сложившимся причинам вопросы обучения борьбе с этими явлениями, а также поведению обучающихся в контексте «не-диалога культур» до настоящего времени остаются практически вне лингводидактического рассмотрения. Однако без овладения жизненно важными умениями межкультурного взаимодействия в ситуациях культурных конфликтов невозможно говорить о целостном формировании межкультурной компетенции обучающихся. В данной работе предпринята попытка расширить содержание обучения межкультурной компетенции обучающихся, включив в него ряд умений межкультурного взаимодействия в ситуациях межкультурных конфликтов или «не-диалога культур». К таким умениям автор относит следующие: а) уходить от межкультурного конфликта или избегать его; б) подавлять межкультурный конфликт; в) достигать компромисса в межкультурном конфликте; г) убеждать участников межкультурного конфликта в своей правоте. В работе подробно описывается содержание каждого умения и предлагается обновленное содержание обучения межкультурной компетенции обучающихся, включающее три компонента: знания, умения и отношения.
Tags from this library: No tags from this library for this title. Log in to add tags.
No physical items for this record

Библиогр.: 27 назв.

Одной из основных целей обучения иностранному языку на разных этапах обучения наряду с воспитание и развитием обучающихся выступает формирование иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций. Традиционно отбор содержания обучения межкультурной компетенции учащихся и студентов в процессе обучения иностранному языку осуществлялся с позиции «диалога культур» – одного из типов взаимоотношений между контактирующими культурами, основанного на взаимоуважении и взаимопонимании культур. Методологической основой «диалога культур» в обучении иностранному языку послужили труды отечественных философов М.М. Бахтина, М.С. Кагана и В.С. Библера. В рамках данного подхода обучающиеся учились инициировать межкультурный контакт, выступать представителями родной культуры, поддерживать межкультурное общение в духе мира. Вместе с тем современный поликультурный мир, кроме «диалога культур», характеризуется и другими типами взаимоотношений между культурами, которые можно квалифицировать как «не-диалог культур». К ним относятся проявления культурной агрессии, культурной дискриминации, культурного вандализма. По сложившимся причинам вопросы обучения борьбе с этими явлениями, а также поведению обучающихся в контексте «не-диалога культур» до настоящего времени остаются практически вне лингводидактического рассмотрения. Однако без овладения жизненно важными умениями межкультурного взаимодействия в ситуациях культурных конфликтов невозможно говорить о целостном формировании межкультурной компетенции обучающихся. В данной работе предпринята попытка расширить содержание обучения межкультурной компетенции обучающихся, включив в него ряд умений межкультурного взаимодействия в ситуациях межкультурных конфликтов или «не-диалога культур». К таким умениям автор относит следующие: а) уходить от межкультурного конфликта или избегать его; б) подавлять межкультурный конфликт; в) достигать компромисса в межкультурном конфликте; г) убеждать участников межкультурного конфликта в своей правоте. В работе подробно описывается содержание каждого умения и предлагается обновленное содержание обучения межкультурной компетенции обучающихся, включающее три компонента: знания, умения и отношения.

There are no comments on this title.

to post a comment.