Scientific Library of Tomsk State University

   E-catalog        

Image from Google Jackets
Normal view MARC view

Метапредметный подход в развитии инновационной профессиональной языковой личности студентов юридического вуза К. М. Левитан

By: Левитан, Константин МихайловичMaterial type: ArticleArticleOther title: Metasubject approach in innovative development of the professional linguistic personality of law students [Parallel title]Subject(s): метапредметный подход | синергетическая модель обучения | юридический дискурс | развитие инновационной языковой личности студентов | лингводидактическая модель языковой личности | учебник английского языка для юристов-бакалавровGenre/Form: статьи в журналах Online resources: Click here to access online In: Язык и культура № 47. С. 217-230Abstract: Рассматривается актуальная лингводидактическая проблема развития инновационной профессиональной языковой личности студентов-юристов в русле современного метапредметного подхода. Исследуется соотношение понятий «профессиональная языковая личность студентов-юристов» и их «метапредметные умения». Демонстрируются варианты практического применения метапредметного подхода в преподавании иностранных языков и курса «Русский язык и культура речи» студентам Уральского государственного юридического университета (УрГЮУ). Представлены метапредметные функции этих учебных курсов: когнитивная, коммуникативная, воспитательная, социализации и развития личности студентов. На уровне университета эти метапредметные функции описаны как компоненты формирования профессиональных компетенций и развития инновационной языковой личности студентов-юристов. Исследуются цели, модели, принципы и методы профессионально ориентированного обучения языкам в высшей школе с учетом компетенций и свойств языковой личности специалиста, позволяющих ему эффективно участвовать в инновационных процессах, межкультурном диалоге. Подчеркивается, что высокий уровень владения профессиональным языком во всех его функциональных аспектах (коммуникативном, когнитивном, культурологическом) является необходимым условием собственно инновационной деятельности специалиста, международного сотрудничества в образовании, науке, экономике и других сферах жизни. Эффективный учебник русского, иностранного языка для профессиональных целей, по мнению авторов, должен адекватно моделировать учебно-воспитательный процесс в вузе, содержательно коррелируя с динамикой лингводидактической структуры инновационной языковой личности специалиста, включающей три уровня: вербально-семантический, лингвокогнитивный (тезаурусный), мотивационно-прагматический (коммуникативно-деятельностный). Языковые компетенции и свойства личности студентов как носителей инновационной культуры (креативность, критическое мышление, рефлексивность, ассертивность, ответственность, толерантность, самоактуализация) целенаправленно развиваются посредством соответствующих педагогических технологий и методов. Методы обучения, предлагаемые в учебниках иностранного языка для специальных целей, базируются на начальном этапе в большей степени на традиционной системе профессионально ориентированного обучения иностранным языкам, а на продвинутых этапах применяются преимущественно принципы и методы разработанного и активно используемого в европейской науке и практике интегрированного предметно-языкового обучения (Content and Language Integrated Learning, CLIL). Данный вывод подтверждается опытом разработки учебника «Английский язык для юристов» (уровень академического баклавриата), который успешно используется в процессе обучения студентов УрГЮУ и других российских вузов. Авторская концепция данного учебника базируется на активно разрабатываемой в последнее врем современной лингводидактикой синергетической модели развития образовательного пространства, которая объединяет основные методические подходы в обучении юридическому дискурсу в высшей школе, в том числе профессионально ориентированный и интегрированный предметно-языковой. Эта синергетическая модель, развиваемая в работах профессора С.К. Гураль, адекватно отражает лингвистические и психолого-педагогические аспекты проектирования курса иностранного языка для специальных целей – коммуникативную онтологию языка, его эпистемологию, методику обучения, – что позволяет эффективно исследовать взаимодействие многих факторов образовательного процесса с целью достижения наибольшего педагогического эффекта. Другими принципиальными положениями методической концепции учебника, основанной на результатах исследования, являются: диалог культур как философия современного иноязычного образования; развитие инновационной языковой личности студентов на основе лингводидактических моделей, разработанных отечественными учеными-лингвистами и методистами; использование инновационных интерактивных педагогических технологий, включая электронные образовательные ресурсы; отбор специальных аутентичных текстов, заданий и упражнений с учетом специфики юридического дискурса. Методология исследования основана на теоретических методах: анализ, синтез, сравнение и выводное оценочное суждение. Делается вывод о том, что при проектировании учебно-воспитательного процесса, оценки учебников иностранного и русского языков для профессиональных целей следует исходить из метапредметного подхода и современных методических концепций обучения профессиональному языку, учитывать будущую специальность студентов, их профессиональную мотивацию, уровень владения русским и иностранным языком, этап обучения, актуальные потребности обучающихся и социума, а также разработанные отечественной наукой лингводидактические модели языковой личности.
Tags from this library: No tags from this library for this title. Log in to add tags.
No physical items for this record

Библиогр.: 14 назв.

Рассматривается актуальная лингводидактическая проблема развития инновационной профессиональной языковой личности студентов-юристов в русле современного метапредметного подхода. Исследуется соотношение понятий «профессиональная языковая личность студентов-юристов» и их «метапредметные умения». Демонстрируются варианты практического применения метапредметного подхода в преподавании иностранных языков и курса «Русский язык и культура речи» студентам Уральского государственного юридического университета (УрГЮУ). Представлены метапредметные функции этих учебных курсов: когнитивная, коммуникативная, воспитательная, социализации и развития личности студентов. На уровне университета эти метапредметные функции описаны как компоненты формирования профессиональных компетенций и развития инновационной языковой личности студентов-юристов. Исследуются цели, модели, принципы и методы профессионально ориентированного обучения языкам в высшей школе с учетом компетенций и свойств языковой личности специалиста, позволяющих ему эффективно участвовать в инновационных процессах, межкультурном диалоге. Подчеркивается, что высокий уровень владения профессиональным языком во всех его функциональных аспектах (коммуникативном, когнитивном, культурологическом) является необходимым условием собственно инновационной деятельности специалиста, международного сотрудничества в образовании, науке, экономике и других сферах жизни. Эффективный учебник русского, иностранного языка для профессиональных целей, по мнению авторов, должен адекватно моделировать учебно-воспитательный процесс в вузе, содержательно коррелируя с динамикой лингводидактической структуры инновационной языковой личности специалиста, включающей три уровня: вербально-семантический, лингвокогнитивный (тезаурусный), мотивационно-прагматический (коммуникативно-деятельностный). Языковые компетенции и свойства личности студентов как носителей инновационной культуры (креативность, критическое мышление, рефлексивность, ассертивность, ответственность, толерантность, самоактуализация) целенаправленно развиваются посредством соответствующих педагогических технологий и методов. Методы обучения, предлагаемые в учебниках иностранного языка для специальных целей, базируются на начальном этапе в большей степени на традиционной системе профессионально ориентированного обучения иностранным языкам, а на продвинутых этапах применяются преимущественно принципы и методы разработанного и активно используемого в европейской науке и практике интегрированного предметно-языкового обучения (Content and Language Integrated Learning, CLIL). Данный вывод подтверждается опытом разработки учебника «Английский язык для юристов» (уровень академического баклавриата), который успешно используется в процессе обучения студентов УрГЮУ и других российских вузов. Авторская концепция данного учебника базируется на активно разрабатываемой в последнее врем современной лингводидактикой синергетической модели развития образовательного пространства, которая объединяет основные методические подходы в обучении юридическому дискурсу в высшей школе, в том числе профессионально ориентированный и интегрированный предметно-языковой. Эта синергетическая модель, развиваемая в работах профессора С.К. Гураль, адекватно отражает лингвистические и психолого-педагогические аспекты проектирования курса иностранного языка для специальных целей – коммуникативную онтологию языка, его эпистемологию, методику обучения, – что позволяет эффективно исследовать взаимодействие многих факторов образовательного процесса с целью достижения наибольшего педагогического эффекта. Другими принципиальными положениями методической концепции учебника, основанной на результатах исследования, являются: диалог культур как философия современного иноязычного образования; развитие инновационной языковой личности студентов на основе лингводидактических моделей, разработанных отечественными учеными-лингвистами и методистами; использование инновационных интерактивных педагогических технологий, включая электронные образовательные ресурсы; отбор специальных аутентичных текстов, заданий и упражнений с учетом специфики юридического дискурса. Методология исследования основана на теоретических методах: анализ, синтез, сравнение и выводное оценочное суждение. Делается вывод о том, что при проектировании учебно-воспитательного процесса, оценки учебников иностранного и русского языков для профессиональных целей следует исходить из метапредметного подхода и современных методических концепций обучения профессиональному языку, учитывать будущую специальность студентов, их профессиональную мотивацию, уровень владения русским и иностранным языком, этап обучения, актуальные потребности обучающихся и социума, а также разработанные отечественной наукой лингводидактические модели языковой личности.

There are no comments on this title.

to post a comment.