Normal view
MARC view
Preschool children's verbal image of the world: a cross-cultural Russian-Hungarian comparison based on word associations (Record no. 720163)
[ view plain ]
000 -Маркер записи | |
---|---|
Контрольное поле постоянной длины | 07403nab a2200361 c 4500 |
001 - Контрольный номер | |
Контрольное поле | koha000720163 |
005 - Дата корректировки | |
Контрольное поле | 20211026162832.0 |
007 - Кодируемые данные (физ. описан.) | |
Контрольное поле постоянной длины | cr | |
008 - Кодируемые данные | |
Контрольное поле постоянной длины | 211020|2021 ru s a eng d |
024 7# - Прочие стандартные номера | |
Стандартный номер | 10.17223/19986645/72/5 |
Источник номера | doi |
035 ## - Системный контрольный номер | |
Системный контрольный номер | koha000720163 |
040 ## - Источник каталогиз. | |
Служба первич. каталог. | RU-ToGU |
Код языка каталог. | rus |
Служба, преобразующая запись | RU-ToGU |
100 1# - Автор | |
Автор | Lenart, Istvan |
9 (RLIN) | 760160 |
245 10 - Заглавие | |
Заглавие | Preschool children's verbal image of the world: a cross-cultural Russian-Hungarian comparison based on word associations |
Ответственность | I. Lenart, I. Yu. Markovina, O. Endrody |
246 11 - Заглавие тома/части | |
Заглавие тома/части | Языковой образ мира детей дошкольного возраста: кросскультурное русско- венгерское сопоставительное исследование на основе словесных ассоциаций |
336 ## - Тип содержимого | |
Тип содержимого | Текст |
337 ## - Средство доступа | |
Средство доступа | электронный |
504 ## - Библиография | |
Библиография | Библиогр.: 46 назв. |
520 3# - Аннотация | |
Аннотация | This psycholinguistic-pedagogical interdisciplinary research investigates 4- to 5-year-old Russian and Hungarian preschool children’s linguistic image of the world. Applying the word association method, kindergarteners (N=100 in both countries) were asked to freely associate from 10 word-stimuli, then the results were contrasted. The research shed light on a similar perception of a family; of a friend; on the effects of globalization (Lego, Trudi, tablet); and on lacunas (devil and angel). Данное российско-венгерское кросскультурное междисциплинарное исследование посвящено изучению языкового образа мира или языкового сознания детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет. С целью выявить сходства и различия в восприятии мира детьми авторы применили метод словесных ассоциаций. Были отобраны 10 слов-стимулов, на которые в ходе свободного ассоциативного эксперимента были получены реакции от респондентов исследуемой группы (N = 100 в каждой стране). Слова- стимулы отобраны таким образом, чтобы они обозначали понятия из ближайшего социального, материального и духовного окружения ребенка дошкольного возраста. Результаты, сгруппированные в частотные списки, сопоставили как фрагменты языкового сознания носителей венгерского и русского языков. Полученные данные позволяют установить, прежде всего, универсальные характеристики русского и венгерского языкового сознания в раннем детстве: например, схожим оказалось восприятие семьи, друга, ребенка. Исследование показало, что как российские, так и венгерские дети ассоциируют семью в первую очередь с матерью, а затем с отцом. И в том и в другом сознании семья характеризуется ассоциатами добрый, хороший, любовь. Друг описывается прилагательными добрый, хороший, а основные действия, ассоциируемые с другом, – любить и играть. В обеих группах ребенок описывается как маленькое, хорошее и доброе существо, а основными словесными ассоциациями на данный стимул являются: малыш, мама, расти и любить. В восприятии 10 исследованных понятий выявлены и расхождения, отчасти как результат различий лингвокультурного фона респондентов (например, ассоциативные поля слов-стимулов: дьявол и ангел), а отчасти как следствие языковой лакунарности, например játék (игра / игрушка). На материале венгерских и русских параллельных слов-стимулов авторы также описывают феномен лакунарного парадокса. Например, слово дом (которое в венгерском языке означает здание и жилище, квартира одновременно); венгерское слово játék, которое в русском языке имеет значения «игрушка» и «игра»; или ördög (дьявол), что может переводиться как дьявол, чёрт, бес или сатана. Результаты продемонстрировали эффекты глобализации в обеих культурах, о чем свидетельствует присутствие в ассоциативных полях названий международных торговых марок (Lego) и объектов современных технологий (планшеты). Кроме того, исследование позволило выявить типичные занятия дошкольников, отраженные в их языковом образе мира: например, прятки, метки, игры с динозаврами, пони, игры с куклами и рисование. В заключение следует отметить, что сочетание психолингвистических и педагогических подходов оказалось эффективным способом изучения языкового сознания дошкольников, в частности представлений о социальном, материальном и духовном окружении, имеющем наиболее важное значение для русских и венгерских детей исследуемой возрастной группы. |
653 ## - Ключевые слова | |
Ключевые слова | языковое сознание |
653 ## - Ключевые слова | |
Ключевые слова | раннее детство |
653 ## - Ключевые слова | |
Ключевые слова | психолингвистика |
653 ## - Ключевые слова | |
Ключевые слова | межкультурная коммуникация |
653 ## - Ключевые слова | |
Ключевые слова | ассоциативные эксперименты |
655 #4 - Термин индексирования — жанр/форма | |
Жанр/форма | статьи в журналах |
9 (RLIN) | 760161 |
700 1# - Другие авторы | |
Другие авторы | Markovina, Irina Yu. |
9 (RLIN) | 760162 |
700 1# - Другие авторы | |
Другие авторы | Endrody, Orsolya |
9 (RLIN) | 760163 |
773 0# - Источник информации | |
Название источника | Вестник Томского государственного университета. Филология |
Место и дата издания | 2021 |
Прочая информация | № 72. С. 91-118 |
ISSN | 1998-6645 |
Контрольный № источника | 0210-37760 |
852 4# - Местонахождение единицы хранения | |
Код организации-хранителя | RU-ToGU |
856 4# - Электронный адрес документа | |
URL | <a href="http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000720163">http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000720163</a> |
908 ## - Параметр входа данных | |
Параметр входа данных | статья |
999 ## - Системные контрольные номера (Koha) | |
biblionumber (Koha) | 720163 |
No items available.