Scientific Library of Tomsk State University

   E-catalog        

Normal view MARC view

Preschool children's verbal image of the world: a cross-cultural Russian-Hungarian comparison based on word associations (Record no. 720163)

MARC details
000 -Маркер записи
Контрольное поле постоянной длины 07403nab a2200361 c 4500
001 - Контрольный номер
Контрольное поле koha000720163
005 - Дата корректировки
Контрольное поле 20211026162832.0
007 - Кодируемые данные (физ. описан.)
Контрольное поле постоянной длины cr |
008 - Кодируемые данные
Контрольное поле постоянной длины 211020|2021 ru s a eng d
024 7# - Прочие стандартные номера
Стандартный номер 10.17223/19986645/72/5
Источник номера doi
035 ## - Системный контрольный номер
Системный контрольный номер koha000720163
040 ## - Источник каталогиз.
Служба первич. каталог. RU-ToGU
Код языка каталог. rus
Служба, преобразующая запись RU-ToGU
100 1# - Автор
Автор Lenart, Istvan
9 (RLIN) 760160
245 10 - Заглавие
Заглавие Preschool children's verbal image of the world: a cross-cultural Russian-Hungarian comparison based on word associations
Ответственность I. Lenart, I. Yu. Markovina, O. Endrody
246 11 - Заглавие тома/части
Заглавие тома/части Языковой образ мира детей дошкольного возраста: кросскультурное русско- венгерское сопоставительное исследование на основе словесных ассоциаций
336 ## - Тип содержимого
Тип содержимого Текст
337 ## - Средство доступа
Средство доступа электронный
504 ## - Библиография
Библиография Библиогр.: 46 назв.
520 3# - Аннотация
Аннотация This psycholinguistic-pedagogical interdisciplinary research investigates 4- to 5-year-old Russian and Hungarian preschool children’s linguistic image of the world. Applying the word association method, kindergarteners (N=100 in both countries) were asked to freely associate from 10 word-stimuli, then the results were contrasted. The research shed light on a similar perception of a family; of a friend; on the effects of globalization (Lego, Trudi, tablet); and on lacunas (devil and angel). Данное российско-венгерское кросскультурное междисциплинарное исследование посвящено изучению языкового образа мира или языкового сознания детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет. С целью выявить сходства и различия в восприятии мира детьми авторы применили метод словесных ассоциаций. Были отобраны 10 слов-стимулов, на которые в ходе свободного ассоциативного эксперимента были получены реакции от респондентов исследуемой группы (N = 100 в каждой стране). Слова- стимулы отобраны таким образом, чтобы они обозначали понятия из ближайшего социального, материального и духовного окружения ребенка дошкольного возраста. Результаты, сгруппированные в частотные списки, сопоставили как фрагменты языкового сознания носителей венгерского и русского языков. Полученные данные позволяют установить, прежде всего, универсальные характеристики русского и венгерского языкового сознания в раннем детстве: например, схожим оказалось восприятие семьи, друга, ребенка. Исследование показало, что как российские, так и венгерские дети ассоциируют семью в первую очередь с матерью, а затем с отцом. И в том и в другом сознании семья характеризуется ассоциатами добрый, хороший, любовь. Друг описывается прилагательными добрый, хороший, а основные действия, ассоциируемые с другом, – любить и играть. В обеих группах ребенок описывается как маленькое, хорошее и доброе существо, а основными словесными ассоциациями на данный стимул являются: малыш, мама, расти и любить. В восприятии 10 исследованных понятий выявлены и расхождения, отчасти как результат различий лингвокультурного фона респондентов (например, ассоциативные поля слов-стимулов: дьявол и ангел), а отчасти как следствие языковой лакунарности, например játék (игра / игрушка). На материале венгерских и русских параллельных слов-стимулов авторы также описывают феномен лакунарного парадокса. Например, слово дом (которое в венгерском языке означает здание и жилище, квартира одновременно); венгерское слово játék, которое в русском языке имеет значения «игрушка» и «игра»; или ördög (дьявол), что может переводиться как дьявол, чёрт, бес или сатана. Результаты продемонстрировали эффекты глобализации в обеих культурах, о чем свидетельствует присутствие в ассоциативных полях названий международных торговых марок (Lego) и объектов современных технологий (планшеты). Кроме того, исследование позволило выявить типичные занятия дошкольников, отраженные в их языковом образе мира: например, прятки, метки, игры с динозаврами, пони, игры с куклами и рисование. В заключение следует отметить, что сочетание психолингвистических и педагогических подходов оказалось эффективным способом изучения языкового сознания дошкольников, в частности представлений о социальном, материальном и духовном окружении, имеющем наиболее важное значение для русских и венгерских детей исследуемой возрастной группы.
653 ## - Ключевые слова
Ключевые слова языковое сознание
653 ## - Ключевые слова
Ключевые слова раннее детство
653 ## - Ключевые слова
Ключевые слова психолингвистика
653 ## - Ключевые слова
Ключевые слова межкультурная коммуникация
653 ## - Ключевые слова
Ключевые слова ассоциативные эксперименты
655 #4 - Термин индексирования — жанр/форма
Жанр/форма статьи в журналах
9 (RLIN) 760161
700 1# - Другие авторы
Другие авторы Markovina, Irina Yu.
9 (RLIN) 760162
700 1# - Другие авторы
Другие авторы Endrody, Orsolya
9 (RLIN) 760163
773 0# - Источник информации
Название источника Вестник Томского государственного университета. Филология
Место и дата издания 2021
Прочая информация № 72. С. 91-118
ISSN 1998-6645
Контрольный № источника 0210-37760
852 4# - Местонахождение единицы хранения
Код организации-хранителя RU-ToGU
856 4# - Электронный адрес документа
URL <a href="http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000720163">http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000720163</a>
908 ## - Параметр входа данных
Параметр входа данных статья
999 ## - Системные контрольные номера (Koha)
biblionumber (Koha) 720163

No items available.