Scientific Library of Tomsk State University

   E-catalog        

Normal view MARC view

Психолингвистическая безопасность личности студента и ее обеспечение в процессе обучения в вузе (Record no. 466551)

MARC details
000 -Маркер записи
Контрольное поле постоянной длины 08266nab a2200373 c 4500
001 - Контрольный номер
Контрольное поле vtls000709471
005 - Дата корректировки
Контрольное поле 20220707154310.0
007 - Кодируемые данные (физ. описан.)
Контрольное поле постоянной длины cr |
008 - Кодируемые данные
Контрольное поле постоянной длины 200427|2020 ru s c rus d
024 7# - Прочие стандартные номера
Стандартный номер 10.17223/19996195/49/13
Источник номера doi
035 ## - Системный контрольный номер
Системный контрольный номер to000709471
040 ## - Источник каталогиз.
Служба первич. каталог. RU-ToGU
Код языка каталог. rus
Служба, преобразующая запись RU-ToGU
100 ## - Автор
Автор Кисляков, Павел Александрович
9 (RLIN) 369707
245 10 - Заглавие
Заглавие Психолингвистическая безопасность личности студента и ее обеспечение в процессе обучения в вузе
Ответственность П. А. Кисляков, С. Н. Сорокоумова, П. А. Егорова
246 11 - Заглавие тома/части
Заглавие тома/части Psycholinguistic security of the student's personality and its provision in the process of studying at the university
504 ## - Библиография
Библиография Библиогр.: 32 назв.
520 3# - Аннотация
Аннотация В статье рассматривается проблема психолингвистической безопасности личности студента в условиях цифровой трансформации российского общества. Делается анализ государственной политики в области защиты русского языка и культуры. Представлен обзор подходов к определению лингвистической безопасности в лингвистике, психологии, философии, культурологии. Обобщены социокультурные угрозы психолингвистической безопасности личности: лингвистические (связаны с трансформацией элементов языка и культуры: вестернизация, криминализация, упрощение и замена визуальным рядом, распространение нецензурной лексики и интернет-сленга), социокультурные (девальвация или дискредитация духовных ценностей), психологические (снижение порога психологической внушаемости и зависимости, размывание личностной идентичности, психологическое неблагополучие), социально-<br/>психологические (искажение этнической и гражданской идентичности деструктивное коллективное поведение). Цель исследования состояла в изучении психолингвистической культуры и социальной идентичности как предикторов психолингвистической безопасности личности. Для оценки психолингвистической культуры использовалась специально разработанная анкета, включающая шкалы «Социокультурная и политическая роль русского языка», «Угрозы русскому языку», «Особенности современной языковой интернет-среды», «Используемая разговорная лексика». Для измерения силы социальной (этнической, гражданской, глобальной, микросоциальной) идентичности использовалась модифицированная методика «Шкала идентификации с человечеством» С. Макфарленда (русскоязычная адаптация Т.А. Нестика). В исследовании приняли участие 186 студентов российских вузов. Полученные данные обрабатывались с использованием пакета статистических программ SPSS 23 (описательные статистики, корреляционный анализ Пирсона, линейный регрессионный анализ). Полученные данные позволяют говорить о том, что российское студенчество разделяет мнение о значимости социокультурных функций русского языка. Каждый второй респондент осознает, что угрозами русскому языку являются интернет-сленг, ненормативная лексика, вестернизация, криминализация. Оценивая особенности современной языковой интернет-среды, половина студентов отметили, что в ней используется простой, примитивный язык, большой объем информации, затрудняющий ее восприятие; искажается значение и смысл слов. Треть опрошенных подчеркнули, что в интернет-среде искажается мировоззрение человека, пропагандируется западная культура, насилие и агрессия. Около половины студентов используют в повседневной разговорной лексике интернет-сленг и иностранные слова. Проведенное исследование показало, что современные российские студенты в равной степени идентифицируют себя с представителями человечества, русского этноса и гражданами России. Исследование подтвердило тот факт, что психолингвистическая безопасность личности в условиях цифровой трансформации российского общества обеспечивается этнической и гражданской идентификацией, а также взаимообусловленными показателями психолингвистической культуры: признание угроз русскому языку и рискогенности языковой интернет-среды, а также использованием в разговорной лексике языковых средств, обеспечивающих социокультурную идентификацию. Делается вывод о необходимости реализации в системе образования образовательных программ, направленных на развитие у обучающихся психологических ресурсов, защит и компетенций психолингвистической безопасности личности.
653 ## - Ключевые слова
Ключевые слова психолингвистическая безопасность
653 ## - Ключевые слова
Ключевые слова личность студента
653 ## - Ключевые слова
Ключевые слова цифровая трансформация
653 ## - Ключевые слова
Ключевые слова социокультурные факторы
653 ## - Ключевые слова
Ключевые слова русский язык
653 ## - Ключевые слова
Ключевые слова "чистота языка"
653 ## - Ключевые слова
Ключевые слова СЛЭНГ
655 #4 - Термин индексирования — жанр/форма
Жанр/форма статьи в журналах
9 (RLIN) 745982
700 1# - Другие авторы
Другие авторы Сорокоумова, Светлана Николаевна
9 (RLIN) 216254
700 1# - Другие авторы
Другие авторы Егорова, Полина Александровна
9 (RLIN) 216253
773 0# - Источник информации
Название источника Язык и культура
Место и дата издания 2020
Прочая информация № 49. С. 199-218
ISSN 1999-6195
Контрольный № источника 0210-44960
852 4# - Местонахождение единицы хранения
Код организации-хранителя RU-ToGU
856 4# - Электронный адрес документа
URL <a href="http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000709471">http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000709471</a>
908 ## - Параметр входа данных
Параметр входа данных статья
999 ## - Системные контрольные номера (Koha)
biblionumber (Koha) 466551

No items available.