Normal view
MARC view
Психолингвистическая безопасность личности студента и ее обеспечение в процессе обучения в вузе (Record no. 466551)
[ view plain ]
000 -Маркер записи | |
---|---|
Контрольное поле постоянной длины | 08266nab a2200373 c 4500 |
001 - Контрольный номер | |
Контрольное поле | vtls000709471 |
005 - Дата корректировки | |
Контрольное поле | 20220707154310.0 |
007 - Кодируемые данные (физ. описан.) | |
Контрольное поле постоянной длины | cr | |
008 - Кодируемые данные | |
Контрольное поле постоянной длины | 200427|2020 ru s c rus d |
024 7# - Прочие стандартные номера | |
Стандартный номер | 10.17223/19996195/49/13 |
Источник номера | doi |
035 ## - Системный контрольный номер | |
Системный контрольный номер | to000709471 |
040 ## - Источник каталогиз. | |
Служба первич. каталог. | RU-ToGU |
Код языка каталог. | rus |
Служба, преобразующая запись | RU-ToGU |
100 ## - Автор | |
Автор | Кисляков, Павел Александрович |
9 (RLIN) | 369707 |
245 10 - Заглавие | |
Заглавие | Психолингвистическая безопасность личности студента и ее обеспечение в процессе обучения в вузе |
Ответственность | П. А. Кисляков, С. Н. Сорокоумова, П. А. Егорова |
246 11 - Заглавие тома/части | |
Заглавие тома/части | Psycholinguistic security of the student's personality and its provision in the process of studying at the university |
504 ## - Библиография | |
Библиография | Библиогр.: 32 назв. |
520 3# - Аннотация | |
Аннотация | В статье рассматривается проблема психолингвистической безопасности личности студента в условиях цифровой трансформации российского общества. Делается анализ государственной политики в области защиты русского языка и культуры. Представлен обзор подходов к определению лингвистической безопасности в лингвистике, психологии, философии, культурологии. Обобщены социокультурные угрозы психолингвистической безопасности личности: лингвистические (связаны с трансформацией элементов языка и культуры: вестернизация, криминализация, упрощение и замена визуальным рядом, распространение нецензурной лексики и интернет-сленга), социокультурные (девальвация или дискредитация духовных ценностей), психологические (снижение порога психологической внушаемости и зависимости, размывание личностной идентичности, психологическое неблагополучие), социально-<br/>психологические (искажение этнической и гражданской идентичности деструктивное коллективное поведение). Цель исследования состояла в изучении психолингвистической культуры и социальной идентичности как предикторов психолингвистической безопасности личности. Для оценки психолингвистической культуры использовалась специально разработанная анкета, включающая шкалы «Социокультурная и политическая роль русского языка», «Угрозы русскому языку», «Особенности современной языковой интернет-среды», «Используемая разговорная лексика». Для измерения силы социальной (этнической, гражданской, глобальной, микросоциальной) идентичности использовалась модифицированная методика «Шкала идентификации с человечеством» С. Макфарленда (русскоязычная адаптация Т.А. Нестика). В исследовании приняли участие 186 студентов российских вузов. Полученные данные обрабатывались с использованием пакета статистических программ SPSS 23 (описательные статистики, корреляционный анализ Пирсона, линейный регрессионный анализ). Полученные данные позволяют говорить о том, что российское студенчество разделяет мнение о значимости социокультурных функций русского языка. Каждый второй респондент осознает, что угрозами русскому языку являются интернет-сленг, ненормативная лексика, вестернизация, криминализация. Оценивая особенности современной языковой интернет-среды, половина студентов отметили, что в ней используется простой, примитивный язык, большой объем информации, затрудняющий ее восприятие; искажается значение и смысл слов. Треть опрошенных подчеркнули, что в интернет-среде искажается мировоззрение человека, пропагандируется западная культура, насилие и агрессия. Около половины студентов используют в повседневной разговорной лексике интернет-сленг и иностранные слова. Проведенное исследование показало, что современные российские студенты в равной степени идентифицируют себя с представителями человечества, русского этноса и гражданами России. Исследование подтвердило тот факт, что психолингвистическая безопасность личности в условиях цифровой трансформации российского общества обеспечивается этнической и гражданской идентификацией, а также взаимообусловленными показателями психолингвистической культуры: признание угроз русскому языку и рискогенности языковой интернет-среды, а также использованием в разговорной лексике языковых средств, обеспечивающих социокультурную идентификацию. Делается вывод о необходимости реализации в системе образования образовательных программ, направленных на развитие у обучающихся психологических ресурсов, защит и компетенций психолингвистической безопасности личности. |
653 ## - Ключевые слова | |
Ключевые слова | психолингвистическая безопасность |
653 ## - Ключевые слова | |
Ключевые слова | личность студента |
653 ## - Ключевые слова | |
Ключевые слова | цифровая трансформация |
653 ## - Ключевые слова | |
Ключевые слова | социокультурные факторы |
653 ## - Ключевые слова | |
Ключевые слова | русский язык |
653 ## - Ключевые слова | |
Ключевые слова | "чистота языка" |
653 ## - Ключевые слова | |
Ключевые слова | СЛЭНГ |
655 #4 - Термин индексирования — жанр/форма | |
Жанр/форма | статьи в журналах |
9 (RLIN) | 745982 |
700 1# - Другие авторы | |
Другие авторы | Сорокоумова, Светлана Николаевна |
9 (RLIN) | 216254 |
700 1# - Другие авторы | |
Другие авторы | Егорова, Полина Александровна |
9 (RLIN) | 216253 |
773 0# - Источник информации | |
Название источника | Язык и культура |
Место и дата издания | 2020 |
Прочая информация | № 49. С. 199-218 |
ISSN | 1999-6195 |
Контрольный № источника | 0210-44960 |
852 4# - Местонахождение единицы хранения | |
Код организации-хранителя | RU-ToGU |
856 4# - Электронный адрес документа | |
URL | <a href="http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000709471">http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000709471</a> |
908 ## - Параметр входа данных | |
Параметр входа данных | статья |
999 ## - Системные контрольные номера (Koha) | |
biblionumber (Koha) | 466551 |
No items available.